Евгению Примакову поручили наладить отношения с Грузией
Премьер-министр России Владимир Путин поручил экс-премьеру и «искушенному дипломату» Евгению Примакову наладить отношения РФ и Грузии. Об этом рассказал бывший президент Грузии Эдуард Шеварднадзе в интервью газете «Время новостей». Евгений Примаков является также президентом Торгово-промышленной палаты. Как отмечает РБК, дипломат не понаслышке знает Тбилиси, так как провел там детство и юность.
Прогресс и стремление урегулировать конфликт стали видны после визита грузинских политиков в Москву на 9 мая. Оппозиционеры Зураб Ногиадели и Нино Бурджанадзе были приняты в Кремле Путиным. «Это только начало. Но начинать всегда трудно, так что это уже хорошо. В ближайшее время ожидать прорывов, мне кажется, не следует», - прокомментировал ситуацию Шеварднадзе, пишет NEWSru.com.
Среди политиков, которые могли бы выступить в этом процессе с грузинской стороны, Шеварднадзе отметил вице-спикера парламента Грузии, известного медика Фридона Тодуа, экс-министра иностранных дел Ираклии Менагаришвили и бывшего посла Грузии в России Важи Лордкипанидзе. Однако добавил, что могут быть и другие кандидатуры.
По мнению Шеварднадзе, Россия в отношениях с Грузией допустила значительную ошибку, признав независимость Южной Осетии и Абхазии. «Если Абхазия или Южная Осетия заслуживают независимости, почему Чечня с 3 млн населения не заслуживает? Дагестан с 4,5 млн? Все хотят независимости. Ингушетия тоже... Думаю, рано или поздно эта ошибка России будет исправлена. Или сама Россия исправит, или обстоятельства поменяются», - считает бывший президент Грузии.
Шеварднадзе отметил также осторожную тактику президента США Барака Обамы в отношении Москвы и Тбилиси. С одной стороны, Штаты заинтересованы в улучшении отношений с РФ, а с другой - хотят поддерживать нормальные контакты с Грузией.
Сообщения об особой миссии Примакова появлялись в прессе неоднократно. В частности, его визит в Тбилиси и встречи с президентом Грузии Михаилом Саакашвили, Ногаидели и Бурджанадзе в 2007 году связывали не только с его деятельностью на посту главы Торгово-промышленной палаты, но и с налаживанием межгосударственных отношений в целом.
Уже тогда и российская, и грузинская стороны возлагали большие надежды на то, что Примаков сделает реальные шаги на пути преодоления противостояния Москвы и Тбилиси.
Следующее подобное заявление прозвучало непосредственно из уст премьер-министра РФ Владимира Путина на праздновании дня рождения Примакова в 2009 году. Произнося тост, Путин подчеркнул, что вопрос воссоединения Грузии решаем, и поручил Примакову этим заняться, пишет Газета.ru.
В прессе стали писать о Примакове как о министре по особым поручениям, должность которого существовала в царской России. А тост Путина был истолкован некоторыми не как желание вернуть под контроль Грузии Абхазию и Южную Осетию, а как план по захвату самой Грузии, для которой непризнанные республики будут только уловкой, отмечает издание.
Министр внутренних дел Грузии Вано Мерабшвили в апрельском интервью грузинской газете «24 часа» отметил, что фигура Примакова непосредственно связана с Грузией и политикой России в отношении этой страны, пишет портал Грузия online. По словам Мерабшвили, Путин своим заявлением на дне рождения политика практически отдал ему Грузию.
«В Москве ответственным за Грузию сделали Примакова. И сразу после этого возник проект грузинского царя из рода Багратиони. Отпрыска срочно женили на наследнице другой ветви рода, причем женщину ради этого даже развели с мужем. Ну и что? Проект рухнул вместе с браком», - заявил Мерабшвили.
Именно Примакова Мерабшвили считает автором идеи восстановления царского правления в Грузии. В своем интервью газете «Коммерсант» он подчеркнул, что в Москве постоянно ищут преемника для Грузии, но безуспешно.
Напомним, что после августовского конфликта 2008 года Грузия разорвала дипломатические отношения с Россией. В качестве посредника между странами выступает Швейцария. Однако бывший президент Польши Александр Квасьневский, недавно посещавший Грузию, заявил после своего визита, что местное руководство готово начать переговоры с РФ, причем без предварительных условий.