Свердловские борцы с наркотиками нашли новую мишень. Сегодня начальник областного управления Госнаркоконтроля Сергей Гапонов выступил с предложением ограничить продажу в аптеках препаратов, содержащих кодеин. Если идея найдет понимание у властей, в черный список могут попасть популярные обезболивающие «Пенталгин», «Солпадеин», «Нурофен», «Парацетамол» и даже некоторые сиропы от кашля.
По данным силовиков, в связи с серьезным ограничением поставок в Свердловскую область тяжелых наркотиков, в первую очередь героина, местные наркоманы всё более активно начали переходить на более доступные синтетические наркотики. Так, только за последний год в регионе более чем в 2 раза выросло число так называемых дезоморфиновых наркоманов.
Дезоморфин — синтетический наркотик, изготовляемый с помощью лекарственных средств, содержащих кодеин. Был разработан в США для облегчения страданий тяжелобольных людей. Однако из-за недолгого действия и сильного привыкания не получил дальнейшего распространения. Зато в России дезоморфин прижился, получив в народе название «крокодил».
«Все ингредиенты этого наркотика продаются в свободном доступе, а его изготовление занимает всего 30—40 минут при цене в 300—400 рублей за дозу. Получается, что дезоморфин гораздо доступнее героина», — констатировал Сергей Гапонов.
Госнаркоконтроль считает, что аптеки неплохо зарабатывают на торговле наркосодержащими препаратамиБолезни подвержены уже все регионы Урала, особенно ЯНАО, где из-за плохих дорог сложно доставить традиционные наркотики и население особенно активно ищет им замену среди лекарственных препаратов.
Однако врачи-наркологи пока не часто встречают наркоманов, впавших в зависимость от дезоморфина.
«Как правило, мне встречаются пациенты, принимавшие кодеиносодержащие таблетки в качестве альтернативы героину. Но эйфоризирующее действие кодеина слабое, поэтому люди с наркотической зависимостью употребляют эти лекарства в очень больших количествах (1—10 упаковок в день и более). Кодеин менее опасен, чем героин, но иногда его применяют для изготовления в домашних условиях более сильного наркотика — дезоморфина, который резко усиливает зависимость и крайне токсичен для печени», — отмечает врач-нарколог «Клиники Евгения Бенихиса» Глеб Кудрявцев.
Наркоконтроль предлагает аптекам добровольно включиться в борьбу с синтетическими наркотиками. Предполагается ограничить продажу потенциально опасных препаратов: отпускать их только по рецептам врача и не более двух упаковок в одни руки.
По версии ведомства, пока аптеки в таких мерах не заинтересованы, особенно коммерческие, так как им выгоднее больше продать и получить большую выручку.
«Договариваться бесполезно, нужны меры на законодательном уровне», — отметил Сергей Гапонов, посетовав на то, что в Москве до сих пор не принят соответствующий закон.
При этом, даже если такое ограничение появится в отдельно взятой Свердловской области, должного эффекта не будет, уверен руководитель Уральского управления ФСКН.
«Наркоманы поедут в другие регионы. Вот в 2007 году в Сухом Логу запретили продажу таких препаратов в аптеках. Наркоманы поехали в другие города, закупая там лекарства коробками. Так что тут нужна серьезная работа», — уверены в Госнаркоконтроле.
Аптеки с идеей наркоборцов в целом согласны, но не уверены, что количественное ограничение — необходимая и достаточная мера.
«Безусловно, нужно продавать такие лекарства по рецепту врача. Но про две пачки в одни руки — это слишком. Мы и так не продаем, если видим злоупотребление. Нельзя заниматься самолечением, надо идти к врачу и брать рецепт. Да и на выручке это сильно не скажется: кодеиносодержащие препараты не являются самыми продаваемыми», — считает директор ЕМУП «Центральная районная аптека № 1» Галина Жуковская.
В том, что ограничения не скажутся на добросовестных покупателях аптек, уверены и медики. По словам Глеба Кудрявцева, кодеиносодержащие препараты и так в основном назначаются врачами и курс лечения редко выходит за пределы одной упаковки. Поэтому мера в большей степени отразится на тех самых наркоманах, решившихся переключиться с героина на кодеин.
«Они будут вынуждены более активно обращаться к врачам для снятия абстинентного синдрома и лечения опийной зависимости», — заключил Г. Кудрявцев.
Пока борцы с наркотиками действуют более мягкими мерами: уговаривают реализаторов не продавать лекарства оптом, ставят в помещениях аптек видеокамеры, работают с населением. В 2008 году в области было выявлено 26 фактов изготовления дезоморфина, а в 2009 году — уже более 50.