«РБК daily» и Даниил Шабашов: Теперь GM банкротят в России
Недовольный покупатель подал в суд на официального импортера марки.
Приобретение машины в сомнительном месте грозит проблемами не только покупателю, но и официальному импортеру марки. В Арбитражный суд Москвы подан иск о банкротстве «Дженерал Моторз Дэу Авто энд Технолоджи СНГ» (GM DAT СНГ) — официального дистрибьютора GM Daewoo and Technology в России (марки Chevrolet и Daewoo). По мнению экспертов, реальное банкротство компании не грозит, но иск может сделать ее более сговорчивой в спорах с клиентами.
Арбитражный суд города Москвы на прошлой неделе зарегистрировал иск о банкротстве ООО «Дженерал Моторз Дэу Авто энд Технолоджи СНГ» от частного лица Чернышевой Л.Н. К рассмотрению дело пока не назначено. «Данный иск не грозит компании банкротством», — уверены в российском представительстве GM DAT. Это иск от клиента, который приобрел автомобиль у перекупщика, но с ним возникли проблемы, поясняют в компании.
«Перекупщик оказался фирмой-однодневкой и исчез, клиент обратился с претензиями к импортеру», — рассказали в GM DAT. Решение в пользу клиента уже вынес Кузьминский районный суд Москвы. «Согласно внутренним процедурам мы обжаловали претензии в надзорной инстанции, — говорят в GM DAT. — Но так как у истца уже есть решение суда в свою пользу, он имел право обратиться с иском о банкротстве».
По мнению партнера Международной юридической фирмы CMS Сергея Юрьева, иск о банкротстве — достаточно оригинальный ход в споре клиента с импортером. Претензии клиентов к автомобилям — обычная практика, отмечает он. По закону «О защите прав потребителей» требования могут быть как к продавцу, так и к импортеру и непосредственно производителю. В случае с автомобилями импортер несет практически полную ответственность за требования, возникающие из-за качества данного автомобиля, поясняет г-н Юрьев. «Маловероятно, что ситуация дойдет до реальных процедур банкротства, поскольку требования потребителей, как правило, составляют несущественную часть оборота крупных импортеров и могут быть удовлетворены в любое время», — уверен он.
Впрочем, в кризис даже покупка автомобиля у официального дилера не гарантировала спокойствия автовладельцам. Прошлый год стал знаковым по части банкротства дилеров, которые не могли расплатиться с автопроизводителями за уже проданные машины и передать их покупателям. В результате клиент автосалона платил деньги за автомобиль, но получить его на руки не мог, потому что представительство не передавало ПТС: денег на его счет не поступало. С подобной проблемой столкнулись, к примеру, покупатели Ford и Volkswagen в регионах. Снять разногласия помогло вмешательство ФАС и представительств иностранных автоконцернов.