Тема введения в Свердловской области платных дорог всё чаще становится предметом различных официальных совещаний. При этом внятной информации о сроках и стоимости проезда по ним чиновники пока не называют. Всё это лишний раз заставляет граждан предположить, что нововведение не за горами.
Напомним, программа развития платных дорог в России уже существует, и даже создана государственная компания «Росавтодор», которая занимается развитием скоростных и платных трасс.
«Наша задача — войти в эту программу и работать с ними», — признает губернатор Александр Мишарин.
Современная статистика также свидетельствует о назревшей необходимости решения этой проблемы: во времена СССР средняя скорость движения грузового автотранспорта составляла 600 км в сутки, в США в это время двигались со скоростью 800 км в сутки. Сегодня в США грузопоток двигается со скоростью 1200 км в сутки, а в России — 350 км в сутки. Таким образом, по официальной версии, страна в перспективе должна перейти на систему платных автодорог. Впрочем, пока эти темпы невелики: в 2010 году в России появится немногим более 100 километров таких трасс.
В Свердловской области платными могут стать участок на подъезде к Екатеринбургу со стороны автодороги «Урал» (М-5), часть трассы Екатеринбург — Кольцово (11,5 километра) и ЕКАД (94 километра). Кроме того, областные власти также подали заявку федеральным коллегам на перевод автодороги Екатеринбург — Тюмень в разряд платных.
При этом речь идет и о западном направлении, где может быть запущена некая совсем новая автодорога.
Генеральный директор «ГИПРОДОРНИИ» Олег Шахов, рассуждая о создании системы платных дорог на территории УрФО, подтвердил, что сегодня на трассе Екатеринбург — Тюмень построен обход города Камышлова, завершается строительство обхода поселка Белоярский и разработана проектная документация на строительство обхода города Богданович.
Таким образом, исполняется требование о том, что платная трасса должна идти в обход населенных пунктов.
Напомним, ранее власти также заявляли о возможности перевода в разряд платных дороги Ханты-Мансийск — Ивдель.
Впрочем, какую-либо конкретику о данных проектах чиновники пока сообщить не спешат.
«Пока никаких механизмов не выработано. Вопрос всё еще остается открытым. Пока все только считают стоимость подобных проектов. В любом случае необходимость привлечения частных инвесторов очевидна», — заявляет заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Александр Сидоренко.
При этом замминистра особо подчеркнул, что ему ничего не известно о планах организации платного проезда по маршруту Екатеринбург — Кольцово.
Согласно существующей логике, областной бюджет просто не потянет содержание дорог в необходимом объеме.
«Та сеть дорог, которая сегодня есть в Свердловской области, требует финансирования порядка 30 млрд. рублей. Однако таких денег в областном бюджете даже в обозримом будущем ожидать не следует», — считает бывший депутат Областной Думы, владелец автотранспортной компании Ринат Садриев.
Между тем Александр Мишарин подчеркивает, что строительство новых дорог должно окупаться в первую очередь за счет грузового трафика: сокращаются затраты на перевозку, увеличивается скорость. При этом качество платных трасс, разумеется, должно быть несоизмеримо выше.
По словам Олега Шахова, экономически обоснованная плата за проезд для легковых автомобилей за 1 километр может составить порядка 2—5 рублей, автобусов — 5—8 рублей, грузовиков — 8—30 рублей.
Очевидно, что большинство россиян оплачивать содержание дорог по таким расценкам пока не готово.