Мне хотелось бы поразмышлять на тему нового закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». В пункте 4 статьи 9 он хоть и ограничил, но де-юре закрепил вовсе не бесспорную норму о выплате вознаграждения поставщиком (изготовителем) сетевому ритейлеру за продажу его продукции в сети. Там записано: «Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Размер вознаграждения не может превышать десять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров».
Стоит подумать над тем, что же все-таки такое «плата за вход в торговые сети», которую «узаконил» новый закон. Момент, безусловно, заслуживает внимания: ведь если производитель выпускает качественную и пользующуюся спросом продукцию, то какой ему смысл платить деньги за реализацию, хоть и в крупной сети? За его продукцией и так стоит очередь реализаторов. А вот если эта продукция сомнительного качества, то, безусловно, поставщик готов платить, особенно крупным сетям, чтобы ее сбыть как можно быстрее. И в сетях мы получаем ту продукцию, за реализацию которой поставщик (изготовитель) согласен заплатить, а значит, ее качество вызывает сомнения. Такая экономическая политика порождает тенденцию к вымыванию из сетей высококачественной продукции и заполнению их продукцией сомнительного качества. Новый закон о торговле установил, как процитировано выше, лимиты на «плату за вхождение в сеть», но сам факт уже заставляет задуматься.
Производитель всегда согласен отпустить товар по свой цене, может согласовать скидку за крупный опт, а надбавку розничной продажи, какую позволит рынок, устанавливает продавец. Вот в ней и должна по законам экономики лежать его прибыль. Тогда продавцу выгодно продавать только лучшее и пользующееся спросом. Именно поэтому сейчас во многих сетях нельзя будет найти известной, зарекомендовавшей себя продукции. Эта политика торговых сетей выхолащивает качественную продукцию с рынка, которая не доходит до массового потребителя. Также стоит отметить, что через крупного ритейлера с громадным потоком потребителей продать партию низкокачественной продукции очень удобно.
Двукратные проверки состояния рынка колбасы докторской и молочной, на которой написано: «соответствует (произведено по) ГОСТ», проведенные совместно с обществом «Гарант», показали цифру несоответствия в 50 и более процентов. Получается, что половина продукции не соответствует объявленному качеству, так как там содержались растительные белки, хотя должны быть только белки мяса. Недавно мы выиграли в суде иск в защиту неопределенного круга лиц у изготовителей масла сливочного. По обращению торговой сети «Купец» общество товароведов-менеджеров отобрало пробы и выполнило анализ. Масло, как указано на упаковке, было сделано якобы по ГОСТу, но на самом деле там было столько растительных жиров, что даже спредом назвать эту продукцию было нельзя.
Можно смело сказать, что на рынке пищевой продукции крутится около 50% фальсификата. Потребителю рекомендую покупать только проверенную продукцию тех производителей, которым они доверяют и знают много лет. Лучше всего предпочесть продукцию крупных местных производителей. Местных — потому что, как ни странно, для своего региона продукты изготавливаются, как правило, соответствующие объявленному качеству. В другие регионы, как показали исследования, может поставляться промышленный фальсификат. Это особенность полномочий территориальных управлений Роспотребнадзора: у себя в регионе они держат под контролем вопросы соответствия качества продукции объявленному изготовителем, а в соседнем, в отличие от прокуратуры, не имеют право проводить проверки.
С техническим регламентом на мясо и мясопродукты могут возникнуть такие же проблемы, как с «молочным», его появление вызовет неменьшие сложности в практической реализации, но пока такого регламента нет. Так что пока потребитель мяса и мясопродуктов нормативно не защищен от опасности купить фальсификат.