На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил президент некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация «Гильдия строителей Урала» Сергей Лекомцев. — Сергей Платонович, СРО «Гильдия строителей Урала» начала работу в декабре прошлого года. Каковы первые результаты вашей работы?— Да, СРО действительно работает уже 3 месяца. За это время удалось сделать на удивление много.
В настоящее время в состав нашего партнерства входит 260 строительных организаций. Из них 186 уже получили свидетельства о допуске к строительным работам. До конца марта их число увеличится до 200. Каждая такая организация проходит полную камеральную проверку, внимательно исследуется вся ее техническая документация.
Запущен процесс переобучения специалистов строительной отрасли. Каждый из них должен проходить переобучение раз в 5 лет. За истекшие 3 месяца 680 человек обучены по 72-часовой программе.
Уже было проведено около 20 выездных проверок строительных организаций. Мы проверяем своих членов на соответствие заявленным данным и нашим правилам. Всем организациям выданы предписания с конкретными сроками устранения. В течение года мы должны проверить не менее 200 наших организаций.
— Как проходят эти проверки? В чем их цель? — Главная задача СРО — регулирование исполнения наших стандартов и правил, которые направлены на то, чтобы организация могла выполнить виды работ, на которые получила свидетельство в соответствии с предъявляемыми требованиями. Само по себе саморегулирование направлено на обеспечение безопасности строительства и его результатов, то есть готовых зданий и сооружений. Безопасность — это ключевое слово. Именно для ее обеспечения и проводятся наши проверки.
Дело в том, что все члены СРО несут коллективную ответственность за каждый построенный объект строительства. Если наступает страховой случай, мы обязаны возместить ущерб за счет страховки, а если этого недостаточно — то и из средств компенсационного фонда. Более того, по уставу мы должны компенсировать все потери в фонде за счет дополнительных взносов в течение 2 месяцев. Поэтому наша организация кровно заинтересована в том, чтобы как можно тщательнее проверять своих членов, не допускать никаких нарушений.
— То есть получается, что вы совокупно отвечаете своими деньгами за качество работы каждого участника?— Да, безусловно. Но при этом, чтобы обезопасить компенсационный фонд, мы выработали достаточно серьезные требования к договору страхования. Они общие, но каждая компания, получая страховой полис, оговаривает суммы, исходя из выполняемых объемов работ. Для каждого отдельного участника это выгоднее, чем работать со страховщиками напрямую. Ни один участник не смог бы договориться на условиях, которые удалось установить нам.
Кроме того, мы выработали особый подход к страхованию, который сейчас повторен в проекте, принятом комитетом по страхованию при Национальном объединении строителей. Этот документ, вводящий унифицированные требования по страхованию гражданской ответственности, будет утвержден в ближайшее время.
Согласно этому подходу вводятся 2 базы страхования: объектная и годовая. По первой будут заключаться договора по объектам, объем капиталовложений в которые больше 1 млрд. или если работа относится к особо опасной или уникальной, а также если применяются экспериментальные технологии, ранее не использовавшиеся на территории России. А при годовой базе берется годовой объем работ организации. Мы работаем в этом диапазоне. Комитет при Национальном объединении подтвердил правильность нашего подхода. Он ввел вилку по страхованию, определил минимальную сумму в 5 млн. и максимальную в 100 млн. Задолго до выработки комитетом этих требований мы уже оговорили у себя такие условия и работаем по ним.
— Что сейчас представляет собой СРО в организационном плане? — Главным органом СРО является общее собрание ее участников. Общее руководство организацией осуществляет совет, в который входит 17 членов, избираемых собранием. Я являюсь его президентом. Исполнительным органом является дирекция, которую возглавляет Вячеслав Анатольевич Трапезников.
При совете созданы 3 комитета: по правилам и стандартам, контрольный и дисциплинарный. Сейчас комитет по правилам и стандартам проделал максимум работы, основной пакет документов разработан, идет процесс притирки и доработки, который будет продолжаться весь год, потому что поступает масса дополнений.
Контрольный комитет проверяет документы на стадии подачи и осуществляет выездные проверки, в том числе за пределы города.
Дисциплинарный комитет готовится к выполнению своих обязанностей, то есть к рассмотрению споров, жалоб и заявлений.
— СРО выступает в роли своеобразного «закрытого клуба», членам которого рекомендуется работать только друг с другом? — Да, мы прописали в правилах, что на наших объектах должны работать преимущественно наши партнеры. И на выездных проверках мы проверяем, соблюдается ли это требование. Но делается это не для того, чтобы оказать давление на конкурентов. Совсем нет.
Как я уже говорил, наша главная цель — безопасность. Мы несем ответственность за безопасность каждого объекта, возведенного нашими членами, и качество их работы. Мы знаем своих партнеров и полностью готовы нести за них ответственность. Но за «чужие» организации мы отвечать просто не можем.
Я полагаю, что уже в ближайшем будущем этот вопрос будет решен за счет координации работы между различными СРО. Мы договорились о создании органа, который рассматривал бы эти проблемы. При полномочном представителе президента в УрФО уже создан координационный совет, который, надеемся, будет направлять действия СРО и надзорных органов.
— Будет ли СРО выполнять еще какие-то функции помимо прямо предусмотренных? Например, отстаивать интересы членов при общении с контролирующими органами, государством. Выступать в качестве организации, с одной стороны, профсоюза строителей, а с другой — отраслевого объединения.— Мы приходим к тому, что будем вынуждены заниматься некоторыми подобными вопросами. Если раньше ими занималась ассоциация строителей, то сейчас она прекратила существование, а для решения общих вопросов стройкомплекса создан Совет строительного комплекса. И все равно вопросы строительного комплекса будут выноситься наверх через нас. После обсуждения мы приняли решение, что будем поднимать и решать отдельные вопросы, выходить на общественность, отстаивать интересы. Например, ставки арендной платы, плата за подключение. Эти вопросы напрямую не подпадают под саморегулирование, но они насущны.
— Существует ли конкуренция между СРО в Свердловской области? — Я считаю, что процесс формирования структур СРО идет к завершению. На рынке всё меньше компаний, которые не определились с вступлением в ту или иную организацию. Причем большая часть неопределившихся — это карликовые фирмы с 1—2 сотрудниками и строительной лицензией. Вполне возможно, что они так и не будут включены в структуру СРО.
Всего в Уральском федеральном округе 12 организаций, которые работают в сфере строительства. Из них 5 в Екатеринбурге. Можно даже сказать, что 6, потому что одна из них совместная: Новый Уренгой — Екатеринбург.
На сегодняшний день мы являемся лидерами в городе и области по количеству членов СРО. Мы одними из первых получили разрешение Ростехнадзора на выдачу свидетельств по видам работ, в том числе — на генподряд и строительный контроль. И я предположу, что официально такое разрешение в области имеем сейчас только мы.
Мы наиболее влиятельны, поскольку в наш состав входят практически все крупнейшие строительные организации. Если взять, например, Союз строителей, то они прямо признают, что в их состав входит 80 организаций, не работающих в городе. А «РЕСТРА» и «Регион» объединяют субподрядные организации малого бизнеса.
При этом мы не боимся, что кто-то уйдет в другую организацию. Возможно, там присутствуют элементы упрощенной схемы вступления и выдачи свидетельств, нет такого контроля, как у нас. Но если строительная организация хочет вступить в организацию в другом регионе, это уже должно вызывать вопросы у заказчика, покупателя объектов недвижимости.
А конкуренции я пока не чувствую, потому что мы создали и сейчас укрепляем свои позиции за счет грамотной работы. В этом и есть наши главные преимущества. Я думаю, все видят, что мы лидеры в вопросах страхования и выдачи свидетельств. Мы знаем, что выполняем всё в строгом соответствии с законом.
— Можно ли говорить о том, что присутствие организации в ваших списках уже может являться определенным гарантом качества ее работы?— Хотелось бы на это надеяться. Я думаю, что мы не дадим повода усомниться в нашей надежности и компетентности.