Кинорежиссеры требуют вознаграждения за показ своих фильмов
Режиссер Павел Любимов («Школьный вальс», «Весенний призыв») требует пересмотреть нормы Гражданского кодекса об авторском праве. Вот уже много лет, согласно ГК, вознаграждение за каждый показ фильма получает только композитор, в то время как автор сценария и режиссер-постановщик остаются без денег.
Кинорежиссер уже обратился в Конституционный суд РФ с просьбой проверить, соответствуют ли современные нормы Гражданского кодекса об авторском праве Основному закону страны. Об этом в интервью РИА «Новости» сообщил адвокат 72-летнего режиссера Игорь Лабутичев.
Любимов, в частности, просит определить конституционность пункта 3 статьи 1263 части четвертой ГК РФ, который гласит: «При публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняет право на вознаграждение за указанные виды использования его музыкального произведения».
При этом авторами фильма, в соответствии с пунктом 2 той же статьи ГК, признаются «режиссер-постановщик; автор сценария; композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения». А ранее, согласно ГК РСФСР, авторами фильма считались также главный оператор и художник-постановщик.
В настоящее время вознаграждение получают только композиторы. Хотя, по словам Любимова, «нет никакого отдельного использования музыки в момент публичного исполнения или сообщения в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения».
Режиссер уверен, что подобные нормы ГК ущемляют права режиссеров и сценаристов, а значит, не соответствуют Конституции. При этом, утверждает кинорежиссер, «нет ни одного вразумительного объяснения подобной дискриминации». По словам авторов ГК РФ, просто так исторически сложилось.