В Екатеринбурге подводят итоги первых недель реализации программы утилизации старых автомобилей. Как и предсказывали скептики, проект едва ли станет реальной поддержкой отечественному автопрому. По крайней мере, пока об этом говорят все заинтересованные стороны.
Напомним, федеральная программа стартовала 8 марта 2010 года. В Екатеринбурге утилизацией автомашин старше 10 лет занимается Уральский электромеханический завод и «Автоколонна № 1212». Еще по два предприятия будут работать также в Челябинске, Тюмени и Перми. Из дилеров в Свердловской области для участия в программе заявлены ООО «УралАвто» и ЗАО «Альянс Мотор Екатеринбург» (Toyota), ЗАО «Омега-Групп», ООО «ФЦЗ», ООО «Оками» (Ford), ООО «Автомобильный центр «Вольф» и другие.
Как ни странно, из программы в столице Урала практически выпало ОАО «АвтоВАЗ», основной объект внимания государства.
«По причине банкротства ОАО «Екатеринбург Лада» крупнейший из уральских дилеров завода выпал из эксперимента. Осталось только ООО «АМК-Екатеринбург», но оно, по внутренним техническим причинам, начало принимать заявки только в минувшую пятницу. Хоть автоцентр пока и справляется с нагрузкой, вскоре могут возникнуть очереди», — говорит по этому поводу начальник отдела лицензирования и развития выставочной деятельности Министерства промышленности и науки Свердловской области Владислав Пинаев.
В целом, перспектива обмена старой машины на новую с бонусом в 50 тысяч рублей от государства ажиотажа у уральских автолюбителей явно не вызвала. По последним официальным данным, всего на сегодняшний день зарегистрировано 1200 заявок по Екатеринбургу, 600 — по Нижнему Тагилу и около 500 — по Каменску-Уральскому.
Представители дилеров, в свою очередь, отмечают, что целевая аудитория данной программы объективно не готова к новациям по финансовым причинам.
«Люди приходят, сдают автомобили, а денег на покупку нового у них пока нет. Поэтому те, кто пока не может позволить себе купить новую иномарку, вынуждены будут ждать несколько месяцев, пока не накопится необходимая сумма», — отмечает управляющий дилерским центром «Форд Центр Юг» Павел Агапов, сетуя, что из 25 поступающих в день телефонных звонков с вопросами о программе в реальные заявки материализовались пока лишь 5.
Процесс утилизации устаревших автомобилей не приносит особой выгоды и екатеринбургским предприятиям, занимающимся уже непосредственно разбором устаревшего легкового транспорта.
«От сдачи на металлолом с одного автомобиля мы получаем около 2000 рублей; за утилизацию резины, мусора, жидкостей мы платим сами, в сумме это приблизительно 1200—1300 рублей. В общем итоге с каждого автомобиля прибыль составляет менее 1000 рублей», — подсчитал заместитель директора по развитию «Автоколонны 1212» Александр Артамонов.
Помимо отсутствия какой-то ощутимой отдачи для всех сторон-участников, программа дала возможность для мошенничества автосалонам, пытающимся получить выгоду из пока еще мало понятной населению инициативы правительства. В нескольких регионах участники программы столкнулись с тем, что дилер при продаже автомобиля по программе завышает цены или навязывает покупателю ряд дополнительных услуг. «Поскольку любой суд длится не менее 3 месяцев, автолюбителю проще согласиться на условия дилера, чем оставаться без автомобиля в течение такого долгого срока», — отмечает координатор регионального отделения МРОД «Комитет по защите прав автовладельцев» Виктор Клинов.
Правда, по признанию представителя комитета, в Свердловской области пока таких нарушений, к счастью, не отмечено.