«Ведомости» и Елена Виноградова: Не доехали до стабилизации
В феврале в России продано на 17 000 больше новых легковых автомобилей, чем в январе, но участники автомобильного рынка не спешат радоваться: продажи все еще на треть ниже прошлогодних.
За два месяца 2010 г. в России было продано 165 862 легковых и легких коммерческих автомобиля, на 34% меньше, чем за соответствующий период 2009 г., сообщил комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса. Падение продаж в феврале по сравнению со вторым месяцем 2009 г. составило 32% (до 91 922 автомобилей). В январе продажи едва превысили 74 000 машин. Но этот рост месячных продаж, самый серьезный за последние полтора года, участники рынка пока не готовы признать безоговорочным признаком улучшения ситуации. «Движение в сторону постепенного восстановления продаж», по мнению Дэвида Томаса, председателя комитета автопроизводителей АЕБ, «выглядит обнадеживающим»: в январе, более коротком месяце, падение рынка к прошлому году составляло 37%. О динамике рынка и эффективности мер государственной поддержки можно будет говорить более определенно только по результатам I квартала, считает он. Сергей Щербинин, главный управляющий директор розничного подразделения «Рольфа», опасается делать прогнозы даже на ближайшие месяцы, но отмечает, что контрактование автомобилей «идет неплохо». Таких больших скидок, как в прошлом году, когда все избавлялись от стока, нет, все производители и дилеры очень осторожны в производственных планах, поэтому машин в салонах немного, продолжает он.
Самой продаваемой иномаркой по итогам двух месяцев осталась корейская Hyundai, свидетельствуют данные АЕБ, реализовавшая 11 821 автомобиль (на 22% меньше, чем годом ранее). На вторую позицию вернулась Chevrolet (продано 11 169, на 47% меньше прошлогоднего уровня), отодвинув занимавшую эту строчку в прошлом месяце корейскую Kia на третье место (10 580, +27%). На четвертом месте остается французская Renault (8505, -2%), а на пятую сумел вернуться Ford (7376, -60%). В прошлом месяце он был на седьмой позиции с падением продаж на 63% к уровню предыдущего года.
Мартин Ян, вице-председатель комитета, возлагает большие надежды на госпрограмму утилизации. Львиная доля из 200 000 автомобилей, которые планируется продать по программе, придется на Lada, уверен Дмитрий Гулин, президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры». Дилерам «АвтоВАЗа» поступило более 30 000 заявок от желающих приобрести новые автомобили Lada в рамках программы утилизации, рассказал агентству «Автостат» вице-президент компании по продажам и маркетингу Максим Нагайцев, добавив, что в структуре поступивших заявок классические модели Lada занимают 40%, а другие модели «представлены в равной мере». Сотрудник пресс-службы «АвтоВАЗа» уточнил, что компания планирует продать по программе утилизации не менее 100 000 автомобилей.
Ford разместил рекламу программы утилизации на главной странице сайта ford.ru, предлагая обменять ржавую «девятку» (она фигурирует в ролике) на новые Ford Focus и Mondeo. Но представители «Автомира» и «Рольфа» сообщили, что у них больше всего заявок по программе поступает на Renault — самую дешевую иномарку.
На 9 марта дилеры оформили с помощью официального сайта Минпромторга 1076 свидетельств об утилизации автомобилей, сообщило министерство.
Весной рынок оживится — утилизационная программа и возобновление льготного кредитования помогут продажам «АвтоВАЗа» и бюджетных иномарок, но месячный объем продаж надолго зафиксируется на уровне 100 000-105 000 машин: спрос показывает, что это и есть реальная емкость рынка, говорит Олег Дацкив, гендиректор ресурса auto-dealer.ru.