Важная информация для нынешних и будущих клиентов СКБ-банка и Свердловского Губернского банкаМногим из нас СКБ-банк хорошо знаком. При этом многие абсолютно уверены, что СКБ-банк был всегда. И всегда был именно таким, каким мы его знаем, — крупным, удобным и, самое главное, безупречно надежным и устойчивым банком. При этом СКБ-банк демократичен и географически доступен. Для сотен тысяч частных клиентов, а также для предприятий и организаций, индивидуальных предпринимателей по всей России именно СКБ-банк — лучший финансовый партнер, профессиональный и эффективный расчетный, кредитный и депозитный банк, который всегда рядом, всегда по пути. И так уже почти 20 лет: с момента основания в ноябре 1990 года СКБ-банк уверенно набирает обороты, поднимаясь всё выше и выше в рейтингах крупнейших финансовых институтов нашей огромной страны.
Полтора года назад, в сентябре 2008 года, когда глобальный экономический кризис вероломно ворвался в жизнь каждого из нас, банковский сектор, в том числе и СКБ-банк как один из системообразующих банков, принял на себя первый удар экономической стихии — самый мощный, самый тяжелый. «Основной удар тогда приняли на себя банки — деньги-то ушли из банковской ликвидности. Ушли почти мгновенно, — говорил в одном из интервью на исходе кризисного 2008 года председатель правления СКБ-банка Владимир Пухов. — Если бы эти деньги мгновенно были изъяты из реального сектора экономики, то реальный сектор был бы убит сразу же. И только за счет того, что банки основной удар приняли на себя, они выполнили функцию бронежилета, наша экономика, и прежде всего ее реальный сектор, промышленность, осталась жива. Да, она упала в обморок, у нее сломаны ребра, синяки огромные и так далее. Очень больно! К тому же произошел психологический надлом. Но — она живая, и у нее есть шансы пойти на поправку…»
Но жизнь продолжается, время летит быстро, и с тех пор прошло полтора года. Уже! За эти полтора года изменилось многое — изменилась сама жизнь, изменились мы сами, изменилась расстановка сил и в экономике в целом, и в банковской отрасли в частности. Очевидно, что острая фаза кризиса позади. Конечно, до полной стабилизации еще далеко, но то, что ситуация под контролем и постепенно выправляется, сомнений не вызывает. Есть уже и первые достижения: какие-то из них — очевидны и убедительны для всех, какие-то — почти незаметны.
СКБ-банк — один из немногих, а возможно, и единственный в России банк, который за период с сентября 2008 года по февраль 2010 года показал уникальные, прямо-таки фантастические темпы роста. Не заметить этот стремительный рывок вверх решительно невозможно — даже с закрытыми глазами. СКБ-банк сегодня — банк совершенно другого масштаба: еще солиднее, еще крупнее и, что особенно важно для каждого клиента, еще надежнее. Так что пришло время познакомиться с СКБ-банком заново.
Наш собеседник —
Владимир Игнатьевич Пухов , председатель правления СКБ-банка.
У нас кризиса нет— Как раз сейчас, в марте, на предприятиях, в банках проходят заседания советов директоров по итогам 2009 года. Очень многие руководители готовятся объяснять акционерам, почему клиенты уходят, почему не развивается бизнес, почему нет прибыли. Объяснение вроде бы простое и очевидное — кризис. Но вот какая штука: кризис коснулся всех, но кто-то в кризис проиграл, а кто-то выиграл. Почему так происходит? В чем секрет успеха? — А вот вы задумайтесь: почему нет кризиса в Китае?! Все вокруг говорят о китайском экономическом чуде: в то время как рынки по всему миру падают, Китай уверенно растет. Более того, китайцы сейчас даже включают экономические рычаги для приостановки роста. Насытились! На первый взгляд, нонсенс, парадокс. Но — только на первый взгляд. На самом деле всему в этой жизни есть объяснение, причем объяснение простое и абсолютно прозрачное. Есть закон сохранения энергии: грубо говоря, если где-то убыло, то где-то прибыло. И кстати, чем больше где-то убывает, то тем больше где-то прибудет. Экономический рост в Китае компенсирует спад на рынках других стран. Но почему прибыло именно в Китае? Случайность ли это? Вот уж нет! На протяжении последних лет китайцы очень много трудились. Очень много!!! И вот их труды увенчались успехом — вполне заслуженным и справедливым.
— То же самое происходит и с СКБ-банком? Ваш бурный рост просто нельзя не заметить! — Проводить прямую параллель между Китаем и нашим банком, разумеется, некорректно. Всё-таки речь идет о разных системах координат. Разные страны, разные экономики, разные культуры, разные задачи и способы их решения. Но аналогия в сущностных смыслах, конечно, прослеживается. И вы, и все читатели помнят, как по-разному банки вели себя по отношению к клиентам, к вкладчикам осенью 2008 года. Мягко говоря, не все банки исправно работали в острую фазу кризиса. Некоторые банки заставили своих клиентов сильно поволноваться, обидели клиентов — тех самых людей, за счет которых, собственно, и живут. Да, ситуация довольно быстро выправилась — надо отдать должное своевременным и четким действиям Центрального банка России, федерального и областного правительства. Однако осадок-то остался. Уже после того, как ситуация вроде бы стабилизировалась и клиенты смогли получить свои деньги обратно, они предпочли сменить тот банк, который их подвел. Многие из тех, кто ушел из других банков, пришли именно к нам, в СКБ-банк. Мы ожидали такого развития событий, потому что в самые тяжелые кризисные дни не задержали ни одного платежа, ни одного вклада. Мы были готовы к наплыву новых клиентов, но даже в самых смелых прогнозах не могли предположить, что наплыв будет настолько большим, прямо-таки гигантским.
— Но кризис же прошелся буквально по всем. Исключений не было. Многие банки объясняли свои проблемы массовым бегством вкладчиков. Очевидно, и ваши клиенты спешили забрать свои деньги в период растерянности и испуга осенью позапрошлого уже года. — Да, так и было. Мы почувствовали, что вкладчики нервничают, в октябре 2008 года. Тогда мы приняли единственно верное, как показало время и наш опыт, решение — ни в коем случае не останавливать выплаты, выдавать вклады всем желающим в день обращения — без записи, без очередей, без ограничений. А на другой стороне стояла скрупулезная внутренняя работа банковских специалистов по обеспечению ликвидности.
Наши клиенты как раз действовали эмоционально. Очень скоро они поняли, что паниковать не надо, надо мыслить рационально. Поэтому те клиенты, которые деньги забрали, очень быстро вернули их обратно к нам в банк. В течение нескольких недель мы выдали вкладчикам один миллиард рублей. Но уже в декабре 2008 года этот миллиард рублей полностью вернулся обратно в банк, то есть мы очень быстро вышли на докризисный уровень, а в январе 2009 года начался бурный рост, который и сегодня не прекращается. Просто для примера скажу: только за январь 2010 года, даже с учетом объективно снизившихся ставок по депозитам, вкладчики доверили нам очередной миллиард рублей, и теперь на счетах в СКБ-банке хранится 25 млрд. рублей средств частных клиентов. Это — наш рекорд и один из лучших показателей среди 100 крупнейших российских банков. Для сравнения: перед наступлением кризиса у нас было около 10 млрд. рублей вкладов населения.
— То есть у вас кризиса уже давно нет? — Да. Это абсолютно объективный факт, подтвержденный нашими балансовыми показателями. У нас кризиса нет.
— Получается, кризис пошел вам на пользу? — Как ни странно это звучит, кризис для любой системы — великое благо. Он чистит организм — в нашем случае экономику в целом и банковский сектор как ее часть. Шлаки уходят, здоровье добавляется. Происходит переосмысление ценностей, ложные ценности проявляются и исчезают, важное и эффективное выходит на первый план. Как определить эффективное? Показатели эффективности всегда относительные, то есть любой из показателей приобретает значимость и становится понятным только в сравнении с аналогичным показателем у конкурентов. Оттуда клиенты ушли — к нам пришли, там — отток денег, у нас — приток денег…
— Но грандиозный наплыв клиентов — тоже испытание. Чем больше клиентов — тем больше работы. Нет желания «поставить шлагбаум» для новых клиентов? — И в мыслях даже такого нет! Для нас важен и ценен абсолютно каждый клиент — и тот, что давно с нами, и тот, что обслуживается у нас недавно, и тот, что, возможно, придет в наш банк сегодня, завтра, послезавтра. Банк — это прежде всего его клиенты. И мы наших клиентов любим. Я всегда говорю сотрудникам: «Наши клиенты кормят наших детей». Вот когда это понимаешь, от клиента никогда не откажешься. Задачу пройти острую фазу глобального форс-мажора, сохранить клиентов мы выполнили. Нужно теперь сделать всё, чтобы клиент был доволен. Если клиент к нам пришел, ему должно быть удобно и надежно с нами работать. А то, что он подкидывает нам трудные задачки и создает какие-то вопросы, которые нужно решать быстро и четко, — абсолютно нормальный процесс. Мы быстро находим способы решения — например, принимаем персонал, в то время как другие банки сокращают работников.
Еще раз подчеркну: ни о каком шлагбауме, как вы говорите, и речи не может быть! Добро пожаловать!
Год настоящего прорыва— Всё-таки хочется понять: что нужно было сделать, чтобы суметь обслужить, причем обслужить качественно, поток новых клиентов? — К банкирам можно относиться по-разному, но то, что банковским служащим приходится выполнять огромный объем работы, проявляя при этом фантастическую выдержку и стрессоустойчивость, — неоспоримый факт. Клиент, как правило, видит внешнюю часть работы. Ее много. Однако еще больше работы остается за кадром. Интенсивность труда, огромные эмоциональные нагрузки — часть работы каждого из нас. Это ни хорошо, ни плохо — это объективное положение вещей.
Приведу пример. В начале 2009 года у нас настал новый этап жизни. В то время как другие банки думали, как остановить отток клиентов, мы столкнулись с задачей, как обработать такой грандиозный клиентский поток, который к нам шел. Честно скажу, мы не были готовы к удвоению клиентской базы по вкладам и тем более не были готовы к увеличению клиентской базы по юридическим лицам сразу в 3—4 раза. До кризиса у нас открывалось на весь банк порядка 150—250 счетов юридических лиц в месяц, 250 счетов считались очень хорошим показателем. Весь 2009 год у нас стало открываться более 1000 счетов ежемесячно, и эта статистика не падает ниже тысячи и до сегодняшнего дня.
Как вы понимаете, на ту инфраструктуру, которую мы имели, легла очень жесткая дополнительная нагрузка. Что делать? Идти и работать. Просто идешь и работаешь. Ведь не боги горшки обжигают. Объясню на простом примере. Каждому из нас приходилось чистить картошку. Килограмм, например, можно почистить вручную за несколько минут. А если нужно почистить картошки на батальон? Да вы все руки себе смозолите! Нужно технологичное решение. Вот и мы совершенствовали наши технологии. И теперь мы можем обслуживать гораздо большее количество клиентов с тем же высоким качеством.
Кстати, развитие технологий позволило нам в 2009 году предложить рынку качественный интернет-банк для физических лиц — он называется у нас «Банк-на-Диване». Система — простая и удобная, не требующая от пользователя ни специальных знаний, ни дополнительного программного обеспечения. С мая 2009 года мы начали активно продвигать эту услугу, и к концу года число пользователей «Банка-на-Диване» достигло 12 800 человек. Цифра — впечатляющая…
— Можно в несколько фраз подвести итоги 2009 года? — Минувший 2009 год стал для нас годом настоящего прорыва. С точки зрения «урожайности» это был очень благодатный период и для нас, и для наших клиентов, особенно для вкладчиков. Но и поработать, конечно, пришлось в поте лица. За этот год мы сильно выросли. Поэтому я и говорю: «Давайте снова познакомимся. Мы очень изменились».
СКБ-банк в цифрах и фактах— Что ж, давайте знакомиться снова. Насколько я помню, СКБ-банк всегда входил в число крупнейших российских банков, но в первую сотню — можно сказать, в золотую сотню лидеров — вы попали сравнительно недавно, несколько лет назад. И попав в эту сотню лидеров, вы поднимаетесь всё выше. Какой оказалась динамика по итогам кризисного для всех 2009 года? — Официальных рейтингов на 1 января 2010 года пока нет, они будут чуть позже. Но банковские эксперты уже обнародовали предварительные рейтинги по тем данным, которые опубликованы на сайте Центрального банка Российской Федерации. И если 2009 год мы начали с 73-й строчки в списке 100 крупнейших российских банков по размеру активов, то в нынешний, 2010 год мы вошли, занимая уже 54-е место в стране. Между прочим, обогнали очень серьезных и уважаемых конкурентов, которых еще два-три года назад даже не мечтали догнать.
Бизнес нашего банка вырос на 50 процентов. Для сравнения скажу: банковская система России в целом выросла в 2009 году на 4,7 процента. Для кризисного времени и 4,7% роста — очень хороший показатель. Ну а 50% — это достижение, которое нам самим до сих пор кажется фантастическим. Мы им гордимся!
Если уж честно говорить, то в самом начале кризиса, в острую фазу, когда экономить приходилось на всём, бросая все силы и средства на безупречное обслуживание клиентов, мы вынуждены были сократить часть коллектива. Это была, к сожалению, неизбежная реакция на то, что происходило в российской экономике в первые недели кризиса. Но! Очень скоро, буквально через несколько месяцев, мы набрали в штат 500 человек, открыли дополнительно 6 новых офисов — и в итоге, как я уже сказал, увеличили бизнес на 50 процентов.
Пользуясь случаем, я хотел бы публично, через ваше издание поблагодарить весь коллектив СКБ-банка, каждого сотрудника за их труд и за их веру в наш банк, в наших клиентов, в наше общее дело. Понятно, что вера в родной банк — ключевое условие успеха, ее нельзя принести откуда-то или «вырастить» за три месяца. Эта вера создавалась в коллективе много лет, задолго до кризиса. Коммуникации внутри коллектива выстроены правильно, система обучения выстроена правильно. Поэтому в кризис эта вера и готовность работать в поте лица на свой банк, на своих клиентов стала одним из важнейших кирпичиков в том самом фундаменте, на котором банк без колебаний прошел острую фазу кризиса и вырос в полтора раза.
— Когда и без того крупный, мощный банк вырос в полтора раза, наверняка есть какие-то особые, прямо-таки «убойные» цифры, которыми хочется похвастаться. — Да, есть такие цифры. Я ими искренне горжусь. И с удовольствием приведу их для читателей, для клиентов, чтобы они осознали, прочувствовали, насколько крупному и надежному банку они доверили свои деньги и свои расчеты.
По итогам 2009 года валюта баланса СКБ-банка достигла отметки в
100 млрд. рублей. Это тот самый рекорд и тот самый случай, когда мы завидуем даже сами себе!
Величина чистых активов составляет
60 млрд. рублей. Средства частных вкладчиков в СКБ-банке выросли до
25 млрд. рублей. Средства на расчетных счетах клиентов — юридических лиц (плюс депозиты и векселя), и это предмет нашей особой гордости, потому что заработать такой показатель очень-очень трудно, —
20 млрд. рублей. Еще год назад на счетах юридических лиц было только 7 млрд. рублей, а сейчас — 20 млрд. рублей. Рост — в три раза.
Свердловский Губернский банк в цифрах и фактах— Не могу не спросить, как обстоят дела в Свердловском Губернском банке, который осенью 2008 года вы спасли и который с тех пор работает в альянсе с СКБ-банком. — Сегодня Свердловский Губернский банк прочно стоит на ногах. Это мощный, устойчивый банк, который, как и мы, уверенно растет и развивается. У «Губернского» есть два фундаментальных положительных показателя. Во-первых, объем денег вкладчиков увеличился почти в два раза. Во-вторых, объем кредитного портфеля вырос на треть. Можно много говорить о процессах, которые происходят в банке, но самое главное — это, пожалуй, единственный в России из санируемых банков, который так существенно увеличил бизнес за 2009 год. Так что пришло время познакомиться снова и со Свердловским Губернским банком.
— Как идет процедура объединения СКБ-банка и Свердловского Губернского банка, начавшаяся год назад? — Всё идет по плану, пусть и не так быстро, как хотелось бы. Процесс слияния — это формализованный процесс, который требует времени. Среди наших акционеров — ЕБРР, среди акционеров Губернского банка — правительство Свердловской области. Необходимые процедуры по слиянию идут, а пока мы живем в альянсе. Это нисколько не мешает нам жить и работать, развивая совместный бизнес.
Что дальше? — Спасибо за беседу. Последний к вам вопрос: что дальше? — Мы и дальше будем просто жить и работать — работать много и правильно, чтобы наши клиенты и дальше имели все необходимые условия для сохранения и приумножения своих денег, для восстановления после кризиса, для развития и процветания. Всё необходимое для уверенности в будущем у нас уже есть. Дальше будет только лучше.