«Коммерсантъ», Игорь Лесовских и Алексей Охлопков: Банкрот не вышел за рамки закона. В действиях бывшего руководства «Тюменьэнергобанка» не нашли состава преступления
Как стало известно „Ъ“, главное следственное управление ГУВД Тюменской области прекратило уголовное дело, возбужденное в отношении экс-главы ОАО «Тюменьэнергобанк» Владимира Ноздрачева. Следствие, изначально инкриминирующее ему злоупотребление полномочиями при использовании средств банка, не обнаружило в действиях господина Ноздрачева состава преступления. Сейчас прокуратура Тюменской области изучает постановление следователей на соответствие закону.
Правоохранительные органы заинтересовались проблемным Тюменьэнергобанком вскоре после того, как в декабре 2008 года у него отозвали лицензию, и назначили временную администрацию. Как тогда заявлял первый заместитель гендиректора «Агентства страхования вкладов» (АСВ) Валерий Мирошников, причиной плохого финансового положения банка стали действия прежнего руководства, так как топ-менеджеры «преднамеренно затянули процесс банкротства, чтобы глубже спрятать те активы, которые из банка были давно выведены». После доследственной проверки в отношении бывшего председателя правления финансового учреждения, который считался основным владельцем банка, Владимира Ноздрачева следственный отдел СКП РФ Центрального района Тюмени возбудил уголовное дело по ч.1 ст.201 УК РФ («Злоупотребление полномочиями»).
Как следовало из материалов уголовного дела, господин Ноздрачев в декабре 2008 года незаконно направил на нужды банка средства, принадлежавшие Фонду содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства, областному и муниципальному бюджетам, которые были предназначены для ремонта многоквартирных домов в регионе. По мнению следствия, он направил эти средства на погашения задолженности банка перед сторонними организациями, хотя не имел права этого делать (подробнее об этом „Ъ“ писал в №111 от 24 июня 2009 года). В ходе расследования дело было передано в главное следственное управление ГУВД по Тюменской области.
Однако, как стало известно „Ъ“, в начале февраля этого года уголовное дело было прекращено. «На данный момент все материалы дела с постановлением о прекращении направлены в прокуратуру Тюменской области», — пояснила начальник следственной части ГСУ Галина Бонисеева. От разглашения подробностей дела в правоохранительных органах отказываются, но подчеркивают, что основная причина — отсутствие состава преступления в действиях руководства банка. В региональной прокуратуре вчера пояснили, что поступившие из милиции материалы уже проверяются на соответствие закону. «В течение месяца должно быть принято решение о том, поддержим мы решение следователей или нет», — пояснили в пресс-службе надзорного ведомства.
Связаться с самим Владимиров Ноздрачевым не удалось — его телефон не отвечал. Нет претензий к банку и у пострадавшей стороны — фонда содействия реформированию ЖКХ. «Нам регион уже возместил все утраченные средства. Срыва программ, на которые направлялись находившееся в Тюменьэнергобанке деньги, не было допущено», — пояснил начальник управления по связям с общественностью фонда ЖКХ Григорий Волков.
«Как показывает практика, инициирование подобного уголовного преследования крайне редко приводит к каким-то конкретным уголовно-правовым последствиям, но оказывает очевидное психологическое давление, — считает исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков Андрей Емелин. — Такие уголовные дела в подавляющем большинстве случаев не имеют судебной перспективы еще и потому, что деятельность кредитных организаций урегулирована настолько детально, что все действия банкиров доведены практически до автоматизма. Кроме того, банки ежедневно представляют в ЦБ отчетность, и любые действительные нарушения очень быстро выявляются».