18.02.2010

Телеком года: тренды отрасли телекоммуникаций — 2009

Для операторов сотовой связи минувший 2009 год был не вполне обычным: масштабные финансовые проблемы соседствовали с необходимостью «быть в тренде» и активно развивать технологические активы, ввод «антикризисных» тарифных планов сопровождался повышением цен на услуги связи... Чем запомнится абонентам телекоммуникационных услуг столь неоднозначный и непростой год — в аналитическом обзоре ИАА «УралБизнесКонсалтинг».




Тарифная политика




Прошедший телеком-год останется в памяти во многом благодаря шуму и суете в тарифной политике игроков сотовой связи. Экономический кризис подтолкнул операторов к срочному созданию «антикризисных» тарифных планов, опций и услуг, призванных сократить расходы на сотовую связь. Но антикризисные меры сотовиков повлекли за собой не только и не столько «мобильную экономию», сколько волны возмущений со стороны абонентов: «срезая» цены на новых предложениях, операторы систематически наращивали стоимость услуг на популярных тарифах. Рекламируя заманчивые условия новых продуктов, сотовики уже через пару месяцев поднимали эти самые «шоколадные» цены, делая их малопривлекательными для современного пользователя. Но в общей практике были и исключения. Так, региональный «Мотив», еще в начале года заявив свою позицию замораживания цен на докризисном уровне, сумел успешно ее отстоять, вопреки общим тенденциям. Более того, оператор рискнул предложить рынку серию антикризисно-экономичных тарифных предложений — линейку «Тарифища» и «прозрачный» тарифный план «По рублю». А заодно и увеличил число «Любимых номеров», что позволило абонентам экономить на наиболее востребованных исходящих вызовах. «Мотив» не обошел вниманием и корпоративных пользователей, для которых был создан тарифный план «Линия Бизнеса» — компиляция наиболее удобных и популярных мобильных решений в одном продукте. Таким образом, даже в кризисные времена перекраивания цен на связь у свердловчан были возможности сэкономить на сотовых услугах.




Интернет




Одна из основных ставок сотовиков в 2009 году была сделана на популяризацию мобильного Интернета. В течение 2009 года появился не один десяток тарифов, опций и услуг, цель которых — увеличить объем потребляемого абонентом GPRS-трафика. Весь год операторы соревновались друг с другом, стремясь предложить своим абонентам наиболее удобные, качественные и экономичные интернет-предложения. В их числе — нишевые продукты «Интернетище» (специальный интернет-тариф, ориентированный на тех, кто «в Сети по жизни») и «ДеWWWайс» (интернет-комплект с USB-модемом). Кстати, стоит отметить, что «ДеWWWайс» от «Мотива» — это первый в стране интернет-комплект для мобильного доступа в Сеть, предложенный не федеральным, а региональным оператором. Между тем качество этого продукта не уступает «федеральным» аналогам: комплект обеспечивает доступ в Интернет на всей территории действия сети сотовой связи «Мотив», а значит — по всей Свердловской области. Ценовые параметры продукта также вполне конкурентны и удобны: стоимость интернет-трафика на тарификациях «ДеWWWайс» начинается от 1 рубля за мегабайт.


В развитии интернет-направления большую роль сыграла не только маркетинговая популяризация, но и активные технические действия сотовиков по вводу в эксплуатацию новых базовых станций и переориентации имеющихся активов на работу по новым технологиям, предполагающим большую скорость интернет-серфинга.


В результате всего за 1 год число пользователей сотовым интернет-трафиком только одного «Мотива» увеличилось более чем на 18%. Соответственно, объемы потребления мобильного Интернета также возросли: к примеру, за ноябрь 2009 года абоненты оператора превысили количество скачанных мегабайт на 75% по сравнению с тем же периодом прошлого года, а один абонент в среднем на 48% увеличил объем пользования ресурсами мобильного Интернета.



Сервис



Руководствуясь стремлением сделать пользование сетями связи более комфортным для абонентов, большое внимание в минувшем году уделялось развитию сервисов и дополнительных возможностей обслуживания. Прошли те времена, когда обращение в офис оператора было единственным возможным способом решения возникающих «мобильных» вопросов. Сегодня большинство абонентских задач (в том числе вопросы по мобильному Интернету) можно решать дистанционно, а в минувшем году список «удаленных» сервисов еще более расширился. Так, пользователи «Мотива» в течение года получили возможность дистанционно заказывать детализацию вызовов, активировать или отключать ряд услуг, возобновлять обслуживание в сети с сохранением своего номера, и все это — по звонку в Контакт-центр оператора или в результате самостоятельной работы в Личном Интернет-Сервисе Абонента (ЛИСА). Кроме того, в течение года резко возросло число мини-офисов операторов связи: в наиболее популярных и массовых торговых центрах, магазинах, местах социального значения Екатеринбурга и городов Свердловской области начали работать промо-стойки и точки подключений. Обратившись в эти точки, действующие и потенциальные абоненты связи могут не только заключить договоры на обслуживание, но и решить ряд вопросов по услугам сотовой связи — получить помощь в выборе тарифного плана, дополнительных услуг или опций.



Телеком



Что касается телеком-сектора в целом, то и здесь за год произошли серьезные изменения. 2009 год показал, что конкуренция между операторами связи все больше и больше переходит из поля маркетинга в сектор технологий. Рынок достиг того уровня, при котором без мощной технологической базы и надежных активов дальнейшее качественное развитие телеком-операторов на Урале просто невозможно. Поэтому в 2009 году, вопреки объективным экономическим сложностям, особое внимание уделялось техническому развитию телеком-сетей. Так, в течение года один из местных операторов связи подтвердил статус значимого зонового игрока УрФО, а также заявил о себе на рынке спутниковой связи. «Мотив» получил разрешение на эксплуатацию ряда станций собственной спутниковой сети, а значит — возможность предоставлять качественные услуги связи жителям труднодоступных населенных пунктов области, где до сих пор невозможно было развернуть традиционные наземные мобильные сети. Кроме того, оператор продолжил развитие проекта собственной зоновой сети и в 2009 году ввел в коммерческую эксплуатацию сеть зоновой связи в Челябинской области, Югре и Ямало-Ненецком автономном округе (напомним, зоновые сети «Мотива» в других субъектах УрФО, а также в Пермском крае были запущены ранее). Более того, за 2009 год «Мотив» расширил транспортную магистраль на базе волоконно-оптических линий связи до 1000 километров, соединив собственной артерией ВОЛС Нижний Тагил с Екатеринбургом через города Верхняя Салда, Нижняя Салда, Алапаевск, Артемовский, Реж, Асбест, Заречный.


Несомненно, показатели и успехи операторов связи, достигнутые в минувшем году, станут неплохой платформой для новых свершений. Что будет происходить на рынке телекоммуникаций Свердловской области и какие события отрасли станут знаковыми точками телеком-истории 2010 — читайте на URBC.ru.
Вернуться в раздел » VIP-консультант
Материалы по теме
01.04.2010 Телекоммуникационной группе «МОТИВ» исполнилось 14 лет

УрБК, Екатеринбург, 01.04.2010. Сегодня телекоммуникационной группе «МОТИВ» исполнилось 14 лет. «Компания начинает ...

19.02.2010 Телеком года: тренды отрасли телекоммуникаций — 2009

Для операторов сотовой связи минувший 2009 год был не вполне обычным: масштабные финансовые проблемы соседствовали с ...

18.02.2010 Телеком года: тренды отрасли телекоммуникаций — 2009

Для операторов сотовой связи минувший 2009 год был не вполне обычным: масштабные финансовые проблемы соседствовали с ...

14.01.2010 Прирост абонентской базы сотовой связи телекоммуникационной группы «МОТИВ» в 2009 году составил почти 15%

УрБК, Екатеринбург, 14.01.2010. Прирост абонентской базы сотовой связи телекоммуникационной группы «МОТИВ» в 2009 году ...

01.04.2009 Компания сотовой связи «МОТИВ» отмечает свое 13-летие

УрБК, Екатеринбург, 01.04.2009. Компания сотовой связи «МОТИВ» отмечает сегодня свое 13-летие. В течение 13-го года ...