17.02.2010

Альфа-Банк отчитался о ходе уничтожения «Северной казны»

С момента утраты екатеринбургским банком «Северная казна» самостоятельности и его перехода под крыло московского Альфа-Банка прошло уже более года. 15 февраля новые владельцы решили подвести итоги «финансового оздоровления» «Казны» и ответить на вопросы, накопившиеся за ушедший год у клиентов некогда крупнейшего банка Урала. Онлайн-конференция была организована на официальном сайте Альфа-Банка. В течение трех часов два топ-менеджера Альфа-Банка и один из «Северной казны» непрерывно отвечали на вопросы, большая часть из которых были для них малоприятными.





Неприятные вопросы


Изучение материалов конференции показывает, что больше всего ее участников интересовали причины возникновения многомиллиардных убытков банка, снижение вдвое его активов, а также судьба одного из лучших в России интернет-банков от «Северной казны». Не меньшее внимание привлек отток клиентов из кредитной организации, а также судьба сокращенных сотрудников.


Ответы руководителей банка были не всегда однозначны, в цифрах банкиры часто расходились, а на некоторые вопросы и вовсе не смогли ответить и отмахивались пространными рассуждениями. Однако топ-менеджеры не отрицали, что сделка по приобретению «Северной казны» вызвала в большей степени горечь и разочарование у клиентов екатеринбургского банка, нежели радость, как ожидали москвичи. Однако в определении причин отрицательной реакции спикеры разошлись во взглядах.


«Покупка крупнейшего банка в регионе действительно вызвала неоднозначную реакцию, которая чаще всего преподносится как негативная. Отрицательная реакция, на наш взгляд, была связана не с покупкой «Северной казны», а с тяжелой финансовой ситуацией этого банка, когда клиенты не могли по первому требованию воспользоваться своими средствами», — считает главный операционный директор Альфа-Банка Валерий Новиков.


Однако руководство банка «Северная казна» полагает, что Альфа-Банк проводил недостаточную работу по оповещению клиентов ОАО «Банк «Северная казна» о планах по его санации. Именно эта и ряд других причин стали определяющими факторами в формировании негативного восприятия клиентами московского санатора.


«Я думаю, что основная трудность возникла в преодолении временного клиентского негатива, возникшего на фоне некоторого непонимания клиентами ситуации и недостаточной на первоначальном этапе коммуникации с ними о планах санации «Северной казны» Альфа-Банком», — заявил заместитель председателя Правления банка «Северная казна» Роман Витковский в ходе онлайн-конференции на тему «Альфа-Банк и «Северная казна»: итоги интеграции».






Неутешительные итоги


Чего же удалось достичь союзу Альфа-Банк — «Северная казна» за год?


Во-первых, падения большинства основных финансовых показателей. Впрочем, неутешительные финансовые результаты не стали для руководства Альфа-Банка неожиданностью. Более того, один из спикеров заявил, что они даже были запланированы.


«Финансовые показатели банка «Северная казна» находятся на запланированном уровне», — сообщил В. Новиков.


Напомним, чистые убытки ОАО «Банк «Северная казна» (актив ОАО «Альфа-Банк») за 2009 год увеличились на 187,13% — с 1,57 млрд. руб. по итогам 2008 года до 4,5 млрд. руб. в конце 2009 года.


Стоимость активов «Северной казны» снизилась на 53,2% — с 43 млрд. 637 млн. 835 тыс. рублей на 1 января 2009 г. до 20 млрд. 417 млн. 266 тыс. рублей на 1 января текущего года.
Только за декабрь 2009 года снижение стоимости активов банка составило 5 млрд. 691 млн. 177 тыс. рублей, или 21,8%.


Предполагалось, что в ходе интеграции клиенты «Северной казны», равно как и ее офисы и прочие ценные активы, перейдут к Альфа-Банку. Однако сделать это без потерь не удалось. На деле за год пять офисов банка «Северная казна» были просто закрыты за ненадобностью. Та же судьба постигла даже один офис Альфа-Банка. «Остальные являются в настоящее время совместной площадкой для обоих банков, чтобы клиенты могли обслуживаться в привычных местах. Что касается закрытых точек, то это были, в основном, географически «дублирующие» офисы, а также 2 сравнительно новых офиса, которые не вышли на расчетные показатели доходности», — сообщил Р. Витковский.


Часть персонала банка «Северная казна» Альфа-Банк также сократил. При этом московский санатор не раскрывает информацию о количестве сокращенных лиц.


«Да, какую-то часть персонала нам пришлось сократить в связи с закрытием убыточных подразделений, но без этого невозможно было осуществлять санацию», — лишь сообщил главный операционный директор Альфа-Банка Валерий Новиков.






Потеря клиентов


Самый ценный актив любого коммерческого учреждения — клиентская база мигрировала в Альфа-Банк в весьма урезанном виде. Московские банкиры потеряли более 80% от общего числа корпоративных клиентов «Северной казны». Для того чтобы хоть как-то сгладить размеры потерь, они даже были вынуждены ввести понятие «активного клиента». При измерении таким специфическим способом потери Альфа-Банка оказываются скромнее — всего 71%.


«В «Северной казне» было около 30 000 клиентов — юридических лиц. Из них около 22 000 — работающие (имеющие хотя бы одно кредитовое поступление в месяц)... На 31 декабря 2009 года мигрировало в Альфа-Банк 5626 клиентов — юридических лиц с остатками на сумму более 1,556 млрд. руб.», — рассказал директор по развитию регионального корпоративного бизнеса ОАО «Альфа-Банк» Михаил Повалий.


Однако само руководство оценивает потери клиентской базы более скромно, пытаясь ввести внутреннее определение «активного клиента», который и интересен Альфа-Банку, а все остальные, судя по заявлениям спикеров, банку неинтересны.


«В БСК было 21 000 активных клиентов — юридических лиц. В Альфа-Банк перешло около 6000», — сообщил Михаил Повалий. Получается, что Альфа-Банку удалось сохранить лишь 28,57% активных корпоративных клиентов БСК.


Сам процесс миграции юридических лиц из банка «Северная казна» в Альфа-Банк показался руководству федеральной кредитной организации более сложным, нежели перевод клиентов-физлиц.


«Мы наблюдаем, что по сравнению с миграцией физических лиц процесс перевода юридических лиц оказался сложнее. Так как из-за кризиса произошло снижение объемов бизнеса, много компаний закрыли свои счета, часть клиентов перешли в категорию должников, к счетам которых выставлены аресты и картотеки. Плюс в банке «Северная казна» оказалось большое количество неактивных клиентских счетов, переводить такие счета в Альфа-Банк не имело смысла», — добавил В. Новиков.


Однако не стоит забывать, что некоторые корпоративные клиенты «Северной казны» просто не пожелали обслуживаться по высоким тарифам Альфа-Банка.


«Часть клиентов отпала по той причине, что не была готова платить за премиальные услуги...» — не стал отрицать В. Новиков.






Интернет-банк


Однако наибольшие потери клиентской базы произошли среди пользователей сервиса «Интернет-банк». Напомним, что система дистанционного доступа к счетам, реализованная в «Северной казне», считалась одной из лучших в России. После санации развитие оригинального продукта «Казны» было полностью свернуто, вместо него клиентам был предложен стандартный продукт «Альфы», уступавший «казнинскому» по многим параметрам. В результате миграция интернет-пользователей из банка стала тотальной.


На вопрос о количестве пользователей интернет-банка «Северной казны» на начало процедуры санации руководство Альфа-Банка не смогло дать ответа, а пустилось в какие-то путаные рассуждения. Как оказалось, московский санатор просто не был заинтересован в миграции интернет-пользователей екатеринбургского банка и, соответственно, не утруждался их подсчетом.


«Честно говоря, хотелось бы избежать спекуляций на этот счет, т.к. в «Северной казне» существовало как минимум две методики подсчета клиентов. Это было обусловлено тем, что владелец сертификата ЭЦП — физическое лицо — мог являться клиентом как корпоративным, так и розничным. Т.е. в зависимости от целей эти цифры могли здорово отличаться», — попытался ответить заместитель председателя Правления банка «Северная казна» Роман Витковский.


«В процессе интеграции вообще не стояла задача «переводить» интернет-пользователей. Важен был не технический перенос всех счетов в Альфа-Банк и сохранение каких-либо статистических пропорций», — сообщил Р. Витковский.






Конец банка


Впрочем, не стоит забывать, что главной задачей Альфа-Банка изначально было именно уничтожение «Северной казны» в качестве самостоятельной кредитной организации. Об этом на первой же пресс-конференции после санации заявил председатель Правления банка Рушан Хвесюк. Если смотреть на происходящее с банком с этой точки зрения, то задача близка к выполнению.


Развязка — а она же и окончание жизненного пути бренда «Северная казна» — близится к завершению. Однако руководство Альфа-Банка до сих пор не может определиться, как поступить с почти «бездыханным» банком: либо его присоединить, либо ликвидировать. Банкиры-санаторы пообещали устранить внутреннюю неразбериху к 1 апреля 2010 года.
Вернуться в раздел » Мнение экспертов
Материалы по теме
16.02.2010 Руководство ОАО «Альфа-Банк» не располагает информацией о количестве пользователей интернет-сервиса санированного им ОАО «Банк «Северная казна»

УрБК, Екатеринбург, 16.02.2010. В ходе санации ОАО «Альфа-Банк» удалось сохранить лишь 28,57% активных клиентов — ...

16.02.2010 В процессе санации ОАО «Банк «Северная казна» ОАО «Альфа-Банк» закрыло 5 офисов санируемого им банка и один собственный офис

УрБК, Екатеринбург, 16.02.2010. ОАО «Альфа-Банк» закрыло 5 офисов санируемого им ОАО «Банк «Северная казна». Об этом ...

16.02.2010 В ходе санации ОАО «Альфа-Банк» удалось сохранить менее 20% корпоративных клиентов ОАО «Банк «Северная казна»

УрБК, Екатеринбург, 16.02.2010. Более 24 тыс. клиентов — юридических лиц ОАО «Банк «Северная казна» отказались перейти ...

16.02.2010 ОАО «Банк «Северная казна»: ОАО «Альфа-Банк» проводило недостаточную работу по оповещению клиентов нашего банка о планах санации

УрБК, Екатеринбург, 16.02.2010. Руководство ОАО «Банк «Северная казна» считает, что ОАО «Альфа-Банк» проводило ...

16.02.2010 Около 40% клиентов ОАО «Банк «Северная казна» отказалось переходить в ОАО «Альфа-Банк»

УрБК, Екатеринбург, 16.02.2010. ОАО «Альфа-Банк» не удалось получить всех клиентов ОАО «Банк «Северная казна», около ...