РБК daily и Даниил Шабашов, Галина Камнева: По авторынку ударил мороз
В январе продажи автомобилей в России упали еще на 37%
Автомобильный рынок продолжает двигаться по наклонной. В январе продажи автомобилей впервые за несколько лет упали ниже отметки 100 тыс. штук. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в прошлом месяце в России было продано всего 74 тыс. новых автомобилей, что на 37% меньше показателей такого же кризисного января 2009 года. По сравнению же с декабрем 2009 года продажи упали на 42,2%, или на 54 тыс. машин. Эксперты говорят как о традиционном новогоднем затишье, так и об отложенном спросе в ожидании старта госпрограмм.
Председатель комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас пытается сохранять оптимизм. «Показали слегка улучшились по сравнению с падением продаж на 38% в декабре 2008 года (по сравнению с предыдущим годом). При этом, если вспомнить январь 2009 года, на тот момент были серьезные причины, определявшие непростое состояние рынка, — курсовая разница и различные у разных производителей остатки», — отмечает он в сообщении АЕБ.
По словам Мартина Яна, вице-председателя комитета автопроизводителей АЕБ, в январе продажи были традиционно слабыми, что связано с длинными новогодними каникулами и снижением покупательской активности. Замдиректора аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов напоминает, что в январе 2009 года производители еще только начинали распродажи, при том что на фоне девальвации рубля еще не успели поднять цены. «В этом году этих факторов уже нет. Скорее всего, февраль к январю будет на том же уровне, а рост начнется не раньше апреля», — говорит он. В АЕБ надеются на оживление рынка уже в феврале. Как добавляет руководитель направления машиностроения и транспорта по России и СНГ A.T. Kearney Moscow Евгений Богданов, покупатели ждут марта, когда начнет действовать программа по утилизации, чтобы воспользоваться обещанной скидкой.
Впрочем, среди лидеров рынка далеко не всем к лицу скорбное выражение. Лидерство традиционно за АвтоВАЗом, и хотя его продажи падают сильнее рынка, перед ближайшим конкурентом у него более чем трехкратная фора. Но если по итогам 2009 года самыми продаваемыми зарубежными брендами были Chevrolet и Ford, то в январе с насиженных мест их потеснили корейские производители. Hyundai, весь прошлый год терявший свою долю рынка, в январе вырвался на вторую строчку, продав более 5 тыс. машин. Следом за ним расположилась Kia. Примечательно, что у Ford и Renault львиная доля продаж пришлась на Ford Focus и Renault Logan (76,8 и 85,2% соответственно), а показатели Chevrolet поддержала Niva, на которую пришлось 40% продаж. У корейцев модельный ряд более размыт — самой продаваемой стала Kia Rio. Эта модель впервые попала в десятку, сделав концерну почти 30% продаж.
Директор по развитию бизнеса Auto-Dealer.ru Олег Дацкив объясняет успех корейцев не только неплохим модельным рядом, но и девальвацией их валюты. Благодаря этому Hyundai и Kia сумели удержать рост цен в России. Кроме того, Kia только в прошлом году открыла российское представительство и начала масштабную рекламную кампанию. Но в целом он категоричен. «Минус 37% — это чрезмерно много. Спроса на автомобили реально нет», — отмечает он. По его мнению, даже оптимистам не стоит ожидать восстановления рынка раньше 2014—2015 годов.