Книжный рынок Екатеринбурга: итоги кризиса
2009 год изменил ситуацию на книжном рынке Екатеринбурга. Кризис привел к закрытию целого ряда магазинов и изменению направления развития всей отрасли. Главной причиной этого стало изменение потребительских стратегий покупателей книжной продукции.
В целом по итогам 2009 года книжный рынок продемонстрировал снижение как объемов продаж, так и прибыльности бизнеса. В Екатеринбурге прекратили свою работу сети «Лас-Книгас» и «Топ-книга».
«Продажи Дома книги в 2009 году остались на уровне 2008 года, хотя последние пять лет продажи увеличивались на 15—20% каждый год», — отмечает коммерческий директор Дома книги Елена Гребенева.
«Объемы продаж изменились, но незначительно. Конечно, изменения произошли в сторону уменьшения — стала меньше потребительская корзина», — говорит директор магазина «Живое слово» Елена Иванова.
Как отмечают сами представители книжной индустрии, несмотря на кризис, книжная продукция в массе своей не подешевела. Более того, часто цены на полиграфическую продукцию растут вслед за курсом доллара и тарифами на электроэнергию.
«Несмотря на кризис, цены на книги не стали снижаться, наоборот, изменения в ценообразовании произошли в сторону увеличения», — отмечает Елена Иванова.
Покупательская способность населения в это же время значительно снижается. И это особенно бьет именно по книжному рынку, так как чтение перестает быть первоочередной потребностью для все большего числа россиян. Те же, кто не могут жить без книги, все чаще стараются купить более дешевый вариант издания, обращая меньше внимания на качество печати и оформления.
«Падает спрос на дорогую литературу, все чаще люди покупают книги в экономичных вариантах», — заявила директор торговой сети «100 000 книг» Айгуль Едильбекова.
Год назад покупатель обращал мало внимания на стоимость книги. Куда больше его интересовали ассортимент магазина и качество издания. С приходом кризиса ситуация изменилась. И сейчас потребитель может сменить привычный магазин на новый, если там нужные ему книги будут продаваться на 5—10% дешевле.
При этом в магазинах упреки в неадекватной ценовой политике отвергают.
«Более всего на цену книг влияет цена издательства — в течение года она повышалась как минимум в два раза, — а также всевозможные издержки на содержание торговой сети. Аренда и зарплата — самые затратные части бюджета магазина. Растут траты на продвижение торговой сети и на внедрение антикризисных мер», — отмечает А. Едильбекова.
Резко снизились объемы продаж дорогих «подарочных» книг и альбомов. По ряду торговых сетей снижение спроса достигло 95%. Причина этого явления проста: во время кризиса люди тяготеют к более практичным подаркам. В результате магазины снизили закупки таких книг, издательства уменьшили тиражи или вовсе приостановили печать многих серий. На полках остались в основном старые запасы.
Впрочем, и в докризисные времена дорогие «подарочные» книги формировали лишь незначительную часть выручки сетей. Основной их задачей было привлечение внимания покупателей.
Все более серьезную конкуренцию книжным магазинам начинает оказывать продажа книг через Интернет. Причем эксперты отмечают, что давление это распределяется на рынок печатной продукции весьма неравномерно. Массовые бестселлеры, составляющие основу продаж книжных магазинов, онлайн-продажи практически не затронули. Через Интернет прежде всего покупают редкие мелкосерийные книги, выходящие ограниченными тиражами. В эту категорию попадает специализированная литература и «узкосегментные» авторы. Покупатели таких книг не уверены в том, что смогут встретить редкое издание в магазине, и предпочитают заказывать его через интернет-сервисы, где оно есть наверняка.
«По-прежнему пользуются спросом новинки художественной литературы, детские книги. Стабильными остаются продажи художественной и детской литературы. Более всего, на 20%, снизились продажи научно-технической литературы, литературы направления «Дом. Быт. Досуг», — заявила директор торговой сети «100 000 книг» Айгуль Едильбекова.
«Постоянными покупателями магазина остаются люди, у которых есть дети. Ни до кризиса, ни во время него спрос на детскую и учебную литературу не переставал снижаться. Родители не жалеют денежных средств на покупку красивой, красочной книжки для своих детей, тем более сейчас издательства выпускают очень качественную и хорошо оформленную литературу», — заключила Е. Иванова.
Стремясь за потребительским спросом, книжные магазины начали изменять свою рыночную стратегию. Если раньше упор в развитии делался на расширение ассортимента, как можно более ранний выпуск новинок и бестселлеров, приобретение максимально качественной продукции, то сейчас ситуация изменилась. Все большее значение приобретают снижение собственных расходов за счет логистики и закупок только востребованных книг, снижение ассортимента в пользу заведомо «продающихся» изданий, проведение различных акций по привлечению покупателей.
«В октябре 2009 года нами была введена дисконтная накопительная программа, стали чаще проводиться акции, связанные с распродажами книг», — рассказывает А. Едильбекова.
«Мы стали чаще проводить совместные с издательствами распродажи литературы старых годов издания», — отмечает Е. Гребенева.
«Для привлечения клиентов используются стандартные меры — акции, скидки постоянным покупателям. Отличие в период кризиса — более высокая частотность подобных мер», — заключила менеджер по продажам магазина «Еврокнига-Екатеринбург» Татьяна Распопова.
Но, несмотря на эти меры, средний потребительский спрос остается стабильно низким. Средний чек одной покупки практически во всех магазинах зафиксировался на уровне 250 рублей. И никаких предпосылок к его росту пока не наблюдается.
Однако, несмотря на это, число новых книжных магазинов растет. Открывают новые точки уже существующие книжные сети, приходят на рынок и новые игроки, такие как «Книжный Первый» и «Читай-город». Продавцы печатной продукции полагают, что уже в скором времени кризис закончится и читательский интерес вновь увеличится. А значит, пойдет в гору и книжный бизнес.