Книжные магазины Екатеринбурга: Рост продаж нашей продукции в кризис остановился
Книжные магазины, работающие на территории Екатеринбурга, подвели итоги работы в 2009 году, зафиксировав отсутствие прироста продаж в кризис. Данную тенденцию представители магазинов прямо связывают со снижением доходов населения.
«Падает спрос на дорогую литературу, все чаще люди покупают книги в экономичных вариантах», — заявила УрБК директор торговой сети «100 000 книг» Айгуль Едильбекова.
«Продажи Дома книги в 2009 году остались на уровне 2008 года, хотя последние пять лет продажи увеличивались на 15—20% каждый год», — заявила УрБК коммерческий директор Дома книги Елена Гребенева.
«Объемы продаж изменились, но незначительно. Конечно, изменения произошли в сторону уменьшения — стала меньше потребительская корзина. Несмотря на кризис, цены на книги не стали снижаться, наоборот, изменения в ценообразовании произошли в сторону увеличения», — отмечает директор магазина «Живое слово» Елена Иванова.
При этом в магазинах упреки в неадекватной ценовой политике отвергают.
«Более всего на цену книг влияет цена издательства — в течение года она повышалась как минимум в два раза, — а также всевозможные издержки на содержание торговой сети. В сети «100 000 книг» 3 магазина: самый старый магазин на Декабристов, 51а; большой магазин, который обслуживает огромные покупательские потоки, на Челюскинцев, 23; и новый, открытый в ноябре 2008 года магазин в переулке Театральном, 2. Аренда и зарплата — самые затратные части бюджета магазина. Растут траты на продвижение торговой сети и на внедрение антикризисных мер», — отмечает А. Едильбекова.
Средний чек одной покупки практически во всех опрошенных УрБК точках продаж в кризис зафиксировался на уровне 250 рублей. Для стимуляции покупательского спроса торговые сети применяют достаточно стандартный набор шагов.
«В октябре 2009 года нами была введена дисконтная накопительная программа, стали чаще проводиться акции, связанные с распродажами книг. В январе 2010 года в одном из центральных магазинов средний чек покупателя составил 250 рублей», — заявила А. Едильбекова.
«Мы стали чаще проводить совместные с издательствами распродажи литературы старых годов издания», — отмечает Е. Гребенева.
«Для привлечения клиентов используются стандартные меры — акции, скидки постоянным покупателям. Отличие в период кризиса — более высокая частотность подобных мер», — заключила менеджер по продажам магазина «Еврокнига-Екатеринбург» Татьяна Распопова.
Пока же специалисты фиксируют сохранение спроса на ряд товарных позиций и снижение на другие виды литературы, отмечая потребителей, которые не прекратили совершать покупки.
«По-прежнему пользуются спросом новинки художественной литературы, детские книги. Стабильными остаются продажи художественной и детской литературы. Более всего, на 20%, снизились продажи научно-технической литературы, литературы направления «Дом. Быт. Досуг», — заявила директор торговой сети «100 000 книг» Айгуль Едильбекова.
«Постоянными покупателями магазина остаются люди, у которых есть дети. Ни до кризиса, ни во время него спрос на детскую и учебную литературу не переставал снижаться. Родители не жалеют денежных средств на покупку красивой, красочной книжки для своих детей, тем более сейчас издательства выпускают очень качественную и хорошо оформленную литературу», — заключила Е. Иванова.