Уральский рабочий и Юрий Глазков:Тандем едет быстрее
Вчера губернатор Свердловской области Александр Мишарин и глава Екатеринбурга Аркадий Чернецкий провели совместную инспекцию крупнейших объектов транспортной инфраструктуры областного центра.
Первой точкой на маршруте была стройплощадка станции метро «Ботаническая». Впрочем, основная часть строительных работ давно уже переместилась с самой площадки под землю. Две трети протяженного котлована уже перекрыты и засыпаны грунтом, поверху в постоянном варианте проложена автодорога, открыта морозному воздуху только собственно платформа, к которой будут «причаливать» поезда. Но и здесь сложный профиль бетонного дна полностью прорисован, растут стены, и с технической точки зрения ничто не мешает завершить в этом году конструктивную часть всей станции, включающей, помимо платформы и вестибюля, камеру схода и отстоя поездов и многочисленные помещения для вентиляционного, электрического и прочего оборудования.
Здесь на рельсовых путях в боевой готовности стоит горнопроходческий комплекс WIRTH, капитально отремонтированный после выхода из левого перегонного тоннеля, оснащенный видоизмененным укладчиком тюбингов — для монтажа железобетонных конструкций, которыми будет облицован последний перегонный отрезок. Как сказал Аркадий Чернецкий, отмашку на старт комбайна в сторону «Чкаловской» не давали лишь потому, что уж больно он «прожорлив»: каждый месяц его полноценной работы обходится в сотню миллионов рублей, и при скудном финансировании прокладка тоннеля отнимет деньги у других, не менее важных участков строительства. Сейчас руководители города и метростроевцы, оценив свои возможности, приняли решение: в феврале запустить WIRTH и закончить проходку к концу года, не снижая при этом активности на других фронтах, в том числе на завершении основных строительных работ на обеих пусковых станциях. Это позволит создать необходимые предпосылки для ввода последнего участка первой очереди екатеринбургского метро в 2011 году. Были б деньги…
Вопросы финансирования стройки волнуют сегодня и самих строителей, и всех горожан, с нетерпением ожидающим дня, когда подземка свяжет Веер с Ботаникой. В этом случае, как отметил в своем комментарии губернатор, будет достигнут качественно иной уровень рентабельности действующего метрополитена, так как пассажиропоток увеличится с 43 до 100 — 120 миллионов человек в год. Иными словами, подобные экономические расчеты лишний раз показывают, насколько выгодно закончить ветку как можно быстрее, не говоря уже об удобстве горожан. Но для этого требуется в ближайшие два года вкладывать в строительство около 4 миллиардов рублей год. Муниципальный бюджет, напрягшись до предела, в 2010 году взял на себя половину требуемой суммы. Еще полтора — два миллиарда надо найти.
— Я надеюсь, поможет Российская Федерация, — сказал Александр Мишарин. — Не поможет — будем предусматривать средства в областном бюджете и привлекать кредитные ресурсы. Есть федеральная программа поддержки строительства метро, но сегодня в ней средств не заложено. Я надеюсь получить поддержку других губернаторов и с ними вместе обратиться к руководству страны, для того чтобы эту статью наполнить.
В ходе экспресс-брифинга, состоявшегося на сорокаметровой глубине под сводами «Чкаловской», журналисты спросили губернатора: а нельзя ли сэкономить на отделке станций?
Отделка станций, считает Александр Мишарин, далеко не самая существенная статья расходов, и уж если дошли до этой стадии, надо сделать и красиво, и функционально: скупой платит дважды. Куда больше можно сэкономить, применяя оптимальные инженерно-технические решения. И привел в пример станцию «Чкаловскую», имеющую по проекту двухэтажную конструкцию. Это позволит убрать все технологическое оборудование на второй этаж вырытого под станцию зала и обойтись практически вдвое меньшим объемом выемки грунта. Он похвалил также примененную екатеринбургскими метростроителями технологию гидроизоляции (ручьи со сводов не бегут), одобрил переход к железобетонным тюбингам с резиновым уплотнением, что тоже снижает затраты.
Губернатор и мэр не ограничились обсуждением проблем метростроя. Они также побывали на двух строящихся автодорожных развязках. Если та из них, что расположена в районе улиц Серафимы Дерябиной, Гурзуфской, Репина, уже функционирует и требует сравнительно небольшой доделки, то в объект на пересечении Московской и Посадской еще предстоит вложить немало сил и средств. Выслушав из уст Аркадия Чернецкого подробное изложение целей, которое преследует данное строительство, Александр Мишарин согласился с подходами городской администрации, пообещал свое содействие и в этом вопросе.