События дня
04.02.2010

Пищевая промышленность Екатеринбурга потеряла 10% производства

Руководители предприятий пищевой промышленности Екатеринбурга под руководством заместителя главы города Виктора Контеева сегодня подвели итоги кризисного 2009 года. Как признал куратор отрасли, несмотря ни на что, год оказался достаточно удачным: открывались новые предприятия, старые модернизировались, появились новые наименования товара.


Так, по данным администрации, в 2009 году производственными предприятиями пищевой промышленности освоено 3,2 млрд. рублей капитальных вложений.


Как сообщила специалист комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга Татьяна Никонова, в прошедшем году происходило расширение наименований продукции: появилось 274 новых наименования, в том числе 52 на малых производствах, освоено 42 новых вида продукции. Всего предприятиями Екатеринбурга было отгружено произведенной продукции на сумму 21 877,6 млн. руб., что выше показателя 2008 года на 5,6%.


Однако, по данным администрации, не все смогли пережить тяжелые для экономики времена. В 2009 году закрылось 6 предприятий производства продовольственной продукции.


Ряд крупных предприятий показал снижение объема производимой продукции. Так, объем производства комбината «Хороший вкус» составил 90% к уровню 2008 года, ЕМУП «Екатеринбургский хлебокомбинат — 74,5%, ОАО «Мукомольный завод» — 89,4%, ОАО «Тонус» — 88,7%, «Кока-Кола» — 90%, «Пепси-Кола» — 85%. Виктор Контеев отметил, что для стимулирования спроса населения весь год предприятия пищевой промышленности понижали свои цены.


«В прошедшем году предприятиями Екатеринбурга были снижены цены на 538 наименований продуктов питания. Скидка составила от 5 до 50%», — отметила Т. Никонова.


Как отметил исполнительный директор НП «Ассоциация Уралпищепром» Иван Колодяжный, было и повышение цен на многие виды продуктов.


«Но это объективное повышение: плата за энергоносители, коммунальные услуги, сырье», — говорит И. Колодяжный.


Однако не все «кризисные» продукты пользуются популярностью.


«Мы запустили антикризисный проект — батон «Свердловский» за 11 руб. Однако он не пользуется большой популярностью среди потребителей. Мы видим, что для покупателя важно качество и вкус продукта», — сообщила начальник отдела маркетинга и рекламы ЕМУП «Екатеринбургский хлебокомбинат» Ксения Гринько.


Но цена все же имеет значение на сегодняшний день. Покупатели теперь не хотят платить за то, что нельзя съесть, — за бренд.


«Покупатель сейчас приобретает продукты, выработанные из натурального сырья, причем в основном местных производителей, и все реже смотрит на бренд. Главное сегодня — качество по средней цене. Отдельные изготовители даже стали заменять сырье высшего сорта более дешевым и менее качественным. К примеру, муку высшего сорта заменяют на муку 1-го или 2-го сорта», — сообщила представитель НП «Общество товароведов-менеджеров» Людмила Субботина.


Что касается отдаленных районов Екатеринбурга, то там качество отходит на второй план. Как сообщила руководитель сети небольших магазинов на Уралмаше, в основном покупатели уходят в низкий ценовой сегмент.


«К примеру, масло сейчас не является популярным продуктом: люди предпочитают спреды», — сообщила коммерческий директор ТС «Продукты-24» Ольга Якушева.
Однако, пожаловались производители, установка властей на понижение цен сказывается не самым лучшим образом на рентабельности предприятий.


«Дело в том, что сырье в основном завозится из других стран: оно дешевле местного. Причем цену серьезно увеличивают российские пошлины. К примеру, цена бескостного окорока в 1,5 раза выше, чем среднерыночная цена по Европе, и в 2 раза выше, чем в Китае», — отметил директор колбасного цеха ООО «Терцет» Игорь Колотов.


«Из-за кризиса цена на мясо растет, однако мы не можем ее соразмерно поднять. Прежде всего, торговые сети против повышения. Они понимают, что по более высокой цене продукцию покупать не будут. В итоге получается замкнутый круг», — говорит И. Колотов.


Как и раньше, власти реагируют на такие заявления одинаково: необходимо импортозамещение.


Как сообщил генеральный директор ОАО «Жировой комбинат» Владимир Панкрашин, Россия на 100% закрывает свои потребности по растительному маслу, маргарину. 80% маргарина даже отправляется за пределы России.


«Однако мы видим на прилавках продукцию, к примеру, Украины. А все потому, что их цена привлекательнее нашей», — признает В. Панкрашин.


«На сегодняшний день мы имеем аналогичное с западным технологическое производство. Наше оборудование не отстает ни в чем. Однако есть серьезная проблема: тароупаковочные материалы привозятся из-за рубежа. Мы были бы рады покупать упаковку у местных производителей, но ее на рынке просто нет. У нас она не производится», — добавил В. Панкрашин.


Виктор Контеев отметил, что по доктрине продовольственной безопасности в России к 2020 году должно быть не менее 95% своего зерна, 80% сахара, 95% картофеля, 85% соли местного производства. Для достижения этого необходимо переходить на импортозамещение. «И весь 2009 год мы достаточно успешно этим занимались», — отметил В. Контеев.


Па данным сети «Мегамарт», оборот мясной продукции в ее магазинах составил 151 млн. руб.


«В нашей сети 60% мясной продукции занимает продукция екатеринбургских производителей, причем доля производителей из других регионов падает, а местных, наоборот, растет», — сообщила представитель торговой сети «Мегамарт».


«Мы развиваемся, но наш уровень рентабельности снизился. Появились проблемы с производителями мясной продукции в отношении установления цены. Так, с предприятием «Хороший вкус» мы так и не смогли договориться. Мы не можем позволить себе работать в минус. Конечно, мы видим, что в других сетях предлагаемая ими цена стала возможна. Однако по нашим показателям эти цены невыгодны. В результате доля продукции «Хорошего вкуса» в нашей сети значительно сократилась», — отметили в «Мегамарте».


«Мы не можем увеличить долю пива местных производителей. Препятствием является ситуация с его привозом, с которой мы обычно сталкиваемся в летний период. Летом от местных производителей пива не дождаться», — сообщила заместитель директора ТС «Ленинский» Ирина Лунина.


Упреков хватает и у производителей.


«Проблемы в расчетах с сетями пока не решены. Они все еще есть, но в меньшем объеме, нежели раньше. В работе с торговыми сетями нам помогает администрация города. Думаю, что со временем эти проблемы уйдут, хотя пока мы не дошли до европейского уровня взаимоотношений, а цены ставим такие же, как на Западе. Торговля порой преднамеренно задерживает расчет с производителями, а порой и вынужденно, и хорошо, что в законе о торговле четко прописаны все сроки», — отметил И. Колодяжный.


«Конечно, крупным сетям будет сложно перестроиться на новое законодательство именно с финансовой стороны. Средние же предприятия торговли сделают это намного легче», — отметил И. Колодяжный.


Однако в целом «пищевики» достаточно оптимистично смотрят в будущее. Ведь продукты питания остаются одним из немногих видов товаров, спрос на который до нулевой отметки не упадет гарантированно.
Вернуться в раздел » События дня
Материалы по теме
08.02.2011 В 2010 году предприятия пищевой промышленности Екатеринбурга освоили 57 видов продукции

УрБК, Екатеринбург, 08.02.2011. Более 780 тыс. тонн продукции выпустили в 2010 году пищевые предприятия Екатеринбурга, ...

16.03.2010 Обеспеченность Свердловской области мясом собственного производства составляет 39,4%

УрБК, Екатеринбург, 16.03.2010. «Одним из критериев оценки продовольственной безопасности является индекс ...

04.02.2010 Исполнительный директор НП «Ассоциация Уралпищепром» Иван Колодяжный: Проблемы в расчетах с торговыми сетями пока не решены

УрБК, Екатеринбург, 04.02.2010. «Из-за кризиса пострадало всё производство продовольственных товаров. Практически на ...

04.02.2010 Администрация Екатеринбурга: В 2009 году объемы производства снизили комбинат «Хороший вкус», ЕМУП «Екатеринбургский хлебокомбинат» и ОАО «Тонус»

УрБК, Екатеринбург, 04.02.2010. «В 2009 году закрылось 6 предприятий производства продовольственной продукции, ...

20.10.2009 Администрация Екатеринбурга: За девять месяцев текущего года предприятия пищевой промышленности города снизили цены на 57 наименований продукции

УрБК, Екатеринбург, 20.10.2009. В рамках программы покупательской лояльности за девять месяцев 2009 года предприятия ...