«Ведомости» и Александра Терентьева: «Спор о буровых»
Екатеринбургские следователи завели уголовное дело по подозрению о выводе в 2005 г. активов с «Уралмашзавода» на принадлежащую «Интегре» УрБО. Правда, на тот момент у УрБО был другой собственник
Следственное управление при УВД Екатеринбурга возбудило уголовное дело по статье 201 УК — «злоупотребление полномочиями» — по признакам вывода активов с «Уралмашзавода» на УрБО (прежнее название — «Уралмаш — буровое оборудование») в 2004-2005 гг. О получении соответствующего уведомления от УВД «Ведомостям» сообщил представитель «Уралмашзавода». Знает о возбуждении уголовного дела и источник, близкий к УрБО (сейчас принадлежит «Интегре»), но в саму компанию уведомление не поступало. Представители ГУВД по Свердловской области на запрос «Ведомостей» не ответили, а «Интегры» — от комментариев отказался. Следователи заинтересовались имуществом, которое УрБО получила от «Уралмашзавода» в 2004 г. в момент создания, знают источники, близкие к обеим компаниям.
Начало этой истории положило ноябрьское письмо «Уралмашзавода» в департамент экономической безопасности МВД (ДЭБ, копия есть у «Ведомостей»). В нем «Уралмашзавод» просил милицию разобраться в обстоятельствах заключения нескольких договоров предприятия и УрБО, подписанных при прежних совладельцах завода, основным из которых была ОМЗ Кахи Бендукидзе (с 2007 г. актив контролируют Газпромбанк и «Металлоинвест»). Часть договоров касалась передачи УрБО прав пользования брендами Uralmash и «Уралмаш». Еще стороны договорились, что «Уралмашзавод» за вознаграждение откажется от производства и купли-продажи бурового оборудования. Срок соглашения истек в декабре 2006 г., сначала вознаграждение составляло $5 млн, потом было снижено до $1,75 млн, следует из письма. Совокупность этих сделок, «по существу, является выводом за бесценок целого производства», говорится в нем.
УрБО была создана на базе активов производственного комплекса «Уралмаша». Их сначала получила «дочка» ОМЗ — «ОМЗ — морские и нефтегазовые проекты» (сейчас — «Морские и нефтегазовые проекты», МНП). Но в 2004 г. ОМЗ приняла решение продать «дочку» ее менеджменту. После этой сделки ОМЗ-МНП на базе своих буровых активов создала УрБО, а в сентябре 2005 г. продала ее «Интегре». Договоры, которые теперь не нравятся «Уралмашзаводу», были заключены весной 2005 г., когда УрБО еще входила в МНП. Представитель МНП от комментариев отказался.
По Гражданскому кодексу оспорить сделку о выделении имущества «Уралмашзавода» уже нельзя — прошел срок давности, видимо, поэтому дело переведено в область уголовного права, думает адвокат Московской городской коллегии адвокатов Алексей Мельников. Но он сомневается в правомерности возбуждения уголовного дела, поскольку в заявлении «Уралмашзавода» напрямую о выводе активов не говорится. Отдельных заявлений о выводе активов в органы МВД «Уралмашзавод» не писал, говорит его представитель.
Мельников подчеркивает, что «Интегра» может лишиться актива только в том случае, если будет доказано, что она купила его недобросовестно. У «Уралмашзавода» нет цели вернуть себе активы УрБО, утверждает представитель завода. Представитель Газпромбанка от комментариев отказался.