«Уральский рабочий» и Елена Мационг: «Что в кубышке?»
За время кризиса финансовая стратегия уральцев существенно изменилась
Классическая фраза: не учите меня жить — лучше дайте взаймы денег, за год, минувший с начала кризиса, приобрела новый смысл.
По крайней мере, как следует из последних данных уральских ученых, среднестатистический житель Свердловской области за время экономических потрясений стал принципиально иначе относиться к содержимому своего кошелька и по-новому выстраивает теперь финансовую стратегию на будущее.
— Финансовое, кредитно-заемное поведение населения, действительно изменилось, — отмечает замдекана экономического факультета УрГУ, кандидат экономических наук Надежда Боголюбова. — Последнее анкетирование, проведенное в домашних хозяйствах Екатеринбурга, доказывает, что теперь люди тщательно думают, прежде чем совершать то или иное экономическое действие. Так, к примеру, указывая в анкетах, для чего занимают или для чего сберегают деньги, все чаще звучит: на образование, на лечение, на недвижимость. В отличие от аналогичных опросов докризисного времени. Тогда инвестиционные цели вложения в себя занимали мизерную долю в ответах респондентов.
Как отмечают эксперты, люди начинают задумываться о создании внутри семьи финансовой подушки безопасности. В течение всего текущего года наблюдается тенденция: если я должен банку, значит, мне для обеспечения собственной же безопасности нужно как можно быстрее вернуть заемные средства. Жизнь заставляет думать и искать наиболее выгодные варианты сбережения средств на непредвиденный случай, если, конечно, есть, что сберегать. Как показывают данные анализа, размер накоплений на депозитных счетах свердловчан за последние девять месяцев существенно увеличился.
К слову, одним из самых выгодных вариантов сбережения экономисты считают заимствование. Простые граждане давно уже овладели этой наукой эмпирическим путем. Когда человек берет кредиты, домашнее хозяйство ежемесячно выплачивает определенную фиксированную сумму, тем самым оставаясь в выигрыше. Семья пользуется дорогостоящими товарами длительного пользования и выплачивает сумму, которую вынуждена была бы откладывать. К тому же инфляция корректирует платежи. Как отмечают аналитики, в наибольшем выигрыше сегодня оказались те, кто заимствовал деньги в банках до кризиса, при условии, что за этот период не уменьшилась сумма получаемых доходов. К тому же экономическая нестабильность привнесла в жизнь и дисциплинирующий фактор. Люди поняли, что на кредиты нельзя тратить больше трети месячных доходов. Иначе это может оказаться очень опасным в сложный период.
Как отмечают ученые, повышение общего уровня финансовой грамотности уральцев в последнее время позволяет и заемщикам, и вкладчикам копировать лучшие образцы финансового поведения. Что касается вкладчиков, то, по данным аналитиков, на сегодня практически все, кто год назад судорожно стремился забрать свои деньги, снова возвратились в банки.
— В начале кризиса люди рванули в кредитные учреждения, чтобы забрать депозиты и спрятать их в укромном месте или перепаковать их в более надежные инструменты. Не случайно на потребительском рынке наблюдался мощный прирост спроса, — отмечает Надежда Боголюбова. — Но тот массовый психоз, который начался в октябре — ноябре прошлого года, сошел практически на нет к февралю — марту 2009 года. Население опомнилось и деньги, а это почти 30 процентов средств, лежавших на депозитных счетах, были практически полностью возвращены. При этом часть средств были перепакованы из рублевых сбережений в валютные, соотношение последних выросло.
Как отмечают эксперты, не нужно быть большим мудрецом, чтобы моментально оценить: когда инфляция не переходит за 12 процентов, а банки обещают 17 процентов годовых, можно получить 5 процентов реального дохода от полученных средств. Средний размер рублевого депозита на Среднем Урале в третьем квартале 2008 года составлял порядка 12 тысяч рублей, в первые месяцы кризис укротил его до 8 тысяч. Сегодня население снова активно перекладывает деньги из кубышки в депозит, и его уровень постепенно поднимается к докризисной отметке.
Правда, средний срок депозита сегодня не больше года. Банкиры до сих пор не готовы принимать деньги населения на более длительный срок, поскольку стремятся застраховаться от рисков. Людям приходится размещать деньги на короткий депозит, при этом каждые три месяца перекладывать их на новый счет.
Впрочем, сказать, что уральцы постепенно превращаются в дядюшек Скруджей, тоже нельзя.
— У нас не тот менталитет, чтобы экономить на всем, до малейшей копейки, — считает Надежда Боголюбова, — мы до сих пор привыкаем жить в условиях рыночной экономики. Тем более негативное забывается очень быстро. Если экономика начинает расти, это на уровне сознания и подсознания стимулирует к расходованию средств. Американцы в свое время, пережив депрессию, активно включились в экономику потребления. Пожалуй, редкая американская семья сегодня свободна от заимствований. Думаю, если экономика будет расти нормальными темпами, и мы вернемся к буму кредитования. По той простой причине, что у нас нет купленных реальных активов в тех объемах, как на Западе. Мы все равно должны приобретать квартиры, поскольку не обеспечен спрос на жилье. Машины, поскольку общественный транспорт работает плохо. Образование постепенно становится почти полностью платным, и нам нужны средства и на эти цели, — резюмировала Надежда Боголюбова.
При этом, как отмечают ученые, для спасения экономики общество просто обязано активно потреблять. При этом задача властей — стараться что есть сил стимулировать внутренний спрос.