16.11.2009

Администрация Екатеринбурга: Если автомобиль такси не имеет желтых номеров, пассажир должен отказаться от поездки

На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» о ситуации на рынке пассажирских перевозок в Екатеринбурге отвечает заместитель председателя Комитета по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети администрации города Сергей Яскевич.


— В последние годы в Екатеринбурге появилось большое число компаний, называющих себя «такси», но, по сути, являющихся диспетчерскими службами. Их главной услугой становится обеспечение связи между заказчиком и водителем. Они не имеют собственного автопарка, не являются собственниками транспортных средств, не трудоустраивают водителей. Подобные компании являются не столько транспортными, сколько информационными. Заказав такси через такую службу, клиент получает машину без желтых номеров и соответствующего оборудования (счетчик, кассовый аппарат, опознавательные знаки такси). Кто в этом случае с юридической точки зрения вступает с ним в договорные или иные правовые отношения — водитель (по сути — «частник», не образующий юридического лица) или транспортная компания?


— Как правило, предприятия, организующие пассажирские перевозки транспортными средствами категории Ml — легковое такси, в рекламе дают свое название и телефон не как диспетчерских служб, а как транспортных предприятий. Поэтому, получив по телефону заказ на перевозку, данное предприятие заключает публичный договор фрахтования и все правовые отношения должно брать на себя.


Кроме того, стоит отметить, что заказ фрахтователя принимается с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения фрахтовщика или его представителя.


Фрахтовщик обязан зарегистрировать принятый к исполнению заказ фрахтователя в журнале регистрации путем внесения в него следующей информации: номер заказа, дата принятия заказа. Кроме того, должны быть указаны дата выполнения заказа, место подачи легкового такси, марка легкового такси, если договором фрахтования предусматривается выбор фрахтователем марки легкового такси, и, наконец, планируемое время подачи легкового такси.


В журнал также вносится другая информация, связанная с осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковыми такси, например необходимость наличия удерживающих устройств для перевозки детей.


Вообще, при предоставлении автотранспорта без желтых номеров, не оборудованного для перевозки пассажиров в качестве такси, заказчик может и должен отказаться от перевозки и потребовать автомашину, полностью оборудованную для перевозки.


— Кто — водитель или транспортная компания — осуществляет перевозку пассажира с точки зрения закона? Кому — водителю или транспортной компании — платит пассажир?


— Перевозку пассажира осуществляет транспортная компания, если иное не предусмотрено публичным договором фрахтования между компанией и заказчиком перевозки. Деньги за оказанную транспортную услугу пассажир платит транспортной компании через водителя.


— К кому — водителю или транспортной компании — следует предъявлять претензии в случае некачественно осуществленной услуги, нанесения вреда здоровью или имуществу пассажира, его деловым интересам?


— Если при публичном договоре фрахтования с транспортной компанией заказчик не был проинформирован, что перевозку осуществляет другое предприятие, то все претензии по качеству перевозки следует предъявлять транспортной компании, с которой заключен договор. Если заказчик был предупрежден, что перевозка осуществляется другим предприятием или ИП, то претензии необходимо предъявлять последним.


— Несет ли компания какую-либо ответственность за качество перевозки пассажира, сохранность его жизни и имущества?


— Компания, осуществляющая деятельность по транспортному обслуживанию населения, несет полную ответственность за качество перевозки пассажиров, сохранность их жизни и имущества, а также за инциденты, возникшие в результате неисправности автомобиля или неадекватного состояния водителя. Однако, если к вам прибыл автомобиль без желтых номеров и не оборудованный для перевозки в качестве такси, следует понимать, что к вам направлен привлеченный водитель (частник), не работающий официально в компании, с которой вы заключили договор фрахтования, и при возникновении претензий, скорее всего, предъявить их будет некому.


— Проводится ли аттестация сотрудников частных такси, специализированная проверка автомобилей на их пригодность для перевозки пассажиров? Проводится ли медицинское освидетельствование сотрудников частных автопарков перед выходом на маршрут?


— Водители всех транспортных предприятий проходят предрейсовый медицинский контроль, а автотранспорт предприятий — предрейсовый осмотр механиком. При этом в путевом листе ставятся соответствующие отметки. Для проведения медицинского осмотра предприятия заключают договор с медицинским учреждением, которое ежедневно направляет на проведение предрейсового осмотра водителей своего врача. Если к вам прибыл привлеченный частный водитель на частном автомобиле, то понятно, что он не проходил ни медицинский контроль, ни осмотр транспорта механиком, поэтому никакой гарантии, что водитель трезв и здоров, а автомобиль исправен, нет.


— Как осуществляется контроль над финансовыми потоками (в частности — учет выручки для дальнейшего определения налогооблагаемой базы) в данных транспортных предприятиях? Ведь машины не оборудованы кассовыми аппаратами, а пассажирам на руки не выдается никаких документов, подтверждающих факт оплаты.


— Стоит отметить, что плата за пользование легковым такси определяется на основании установленных тарифов, исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси, определенным в соответствии с показаниями таксометра, которым в этом случае оборудуется легковое такси. При оплате проезда за услугу легкового такси фрахтовщик должен выдавать фрахтователю кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности, подтверждающие оплату пользования легковым такси. Указанная квитанция должна содержать обязательные реквизиты фрахтовщика. В остальном контроль за финансовыми потоками находится в хозяйственном ведении транспортного предприятия.
Вернуться в раздел » Мнение экспертов
Материалы по теме
14.04.2014 В Богдановиче предпринимателя оштрафовали за нарушение правил перевозки легковым такси

УрБК, Екатеринбург, 14.04.2014. В Богдановичском городском округе оштрафован индивидуальный предприниматель, нарушивший ...

17.05.2012 В Свердловской области водитель оштрафован за незаконную перевозку пассажиров за деньги на 34 тыс. рублей

УрБК, Екатеринбург, 17.05.2012. Серовская городская прокуратура совместно с сотрудниками полиции провела проверку ...

12.11.2009 Администрация Екатеринбурга: Привлекаемые транспортными компаниями частные водители на частных автомобилях не гарантируют безопасности пассажиров

УрБК, Екатеринбург, 12.11.2009. «Если к вам прибыл привлеченный частный водитель на частном автомобиле, то понятно, что ...

12.11.2009 Администрация Екатеринбурга: При предоставлении автотранспортными компаниями автотранспорта без желтых номеров, не оборудованного для перевозки пассажиров в качестве такси, заказчику необходимо отказаться от поездки

УрБК, Екатеринбург, 12.11.2009. «Как правило, предприятия, организующие пассажирские перевозки транспортными средствами ...

02.11.2009 Директор ООО «Ю-Ви-Эй-Транс» Юрий Минин: В Екатеринбурге появилось большое количество диспетчерских служб, предоставляющих услугу такси, но не несущих ответственности за безопасность перевозки пассажира

УрБК, Екатеринбург, 02.11.2009. «В Екатеринбурге появилось большое количество диспетчерских служб, которые ...