АвтоВАЗ-банкрот задавит свердловские заводы
Топ-менеджеры ОАО «АвтоВАЗ» заявили о возможном банкротстве предприятия. Текущая долговая нагрузка АвтоВАЗа к концу года вырастет до 75,2 млрд. рублей, при этом убыток предприятия на конец года составит не менее 30 млрд. рублей. По словам вице-президента концерна Олега Лобанова, обслуживать такой долг невозможно, поэтому защита от кредиторов, то есть банкротство завода, — это самый простой выход из ситуации. Решение о том, стоит ли запускать этот процесс, должно быть принято комиссией первого вице-премьера Игоря Шувалова 10 ноября.
За ситуацией в Тольятти сегодня внимательно наблюдают во многих регионах России, в том числе и на Урале, где часть заводов так или иначе зависит от заказов автогиганта. В пример чаще всего приводят Свердловский завод радиоаппаратуры, «Уралбурмаш» и, конечно, Егоршинский радиозавод.
О том, что такое зависимость от проблемного АвтоВАЗа, именно в Артемовском знают лучше остальных. В начале года именно из-за долгов партнера ЕРЗ попал в долговую яму, и в буквальном смысле выбивать долги из тольяттинцев пришлось совместными усилиями прокуратур Свердловской и Самарской областей. Впрочем, в итоге на предприятии все равно начата процедура банкротства, а долги только перед банками и собственными рабочими исчисляются десятками, если не сотнями миллионов рублей.
Сегодня антикризисный менеджмент ЕРЗ старается демонстрировать спокойствие, уповая на то, что свято место пусто не бывает и на месте АвтоВАЗа-банкрота непременно возникнет новое производство, нуждающееся в услугах партнеров с Урала.
«АвтоВАЗ занимает сейчас доминирующую долю рынка по выпуску легковых отечественных авто, вряд ли государство допустит произвольный передел данного сегмента рынка. Соответственно, поставщики АвтоВАЗа имеют все шансы быть поставщиками комплектующих любого иного сборочного производства», — полагают на предприятии.
Также на заводе рассчитывают на то, что в ходе процедуры банкротства поставщикам, в отличие от кредиторов, задолженность все же будет возмещена.
Однако независимые эксперты на вещи смотрят менее оптимистично.
«Сложно сказать, насколько тесно сейчас взаимодействует с АвтоВАЗом наш Егоршинский радиозавод, но совершенно очевидно, что, если все-таки процедура банкротства предприятия будет введена в действие, за ней последуют и банкротства смежных с АвтоВАЗом предприятий. Таким образом, для ЕРЗ возникает риск остаться без крупного заказчика», — говорит финансовый аналитик Константин Селянин.
Пока мнения по поводу вероятности банкротства АвтоВАЗа расходятся. Одни специалисты утверждают, что банкротство завода никому не выгодно, поэтому опасаться за судьбу поставщиков незачем. По предположению других, с таким количеством выпускаемых машин завод не сможет стать безубыточным.
К единому мнению все сходятся в одном: в случае банкротства АвтоВАЗа пострадает экономическое благополучие не только Самарской области, но и всей России в целом. В судьбе же небольших предприятий регионального значения крах автозавода № 1 может сыграть фатальную роль.
По данным директора Союза машиностроительных предприятий Свердловской области Андрея Бухмастова, в Свердловской области поставщиками АвтоВАЗа являются не менее 15 промышленных предприятий.