Евросоюз оказался на грани институционального кризиса
Официальный представитель Еврокомиссии Йоханнес Лайтенбергер признал, что ЕС не успел в срок сформировать свои руководящие институты из-за проблем с ратификацией Лиссабонского договора. «Мандат нынешнего состава Еврокомиссии завершается 31 октября. Если к этому моменту новый состав не будет сформирован, а со всей очевидностью так и случится, то после этой даты комиссия будет продолжать работу в режиме исполнения обязанностей», — подчеркнул он, пишет газета «Известия».
Еще хуже обстоит дело с постом верховного представителя ЕС по внешней политике и безопасности, который до 17 октября официально занимал Хавьер Солана. Впрочем, председательствующая в ЕС Швеция уже упросила его оставаться в этой должности до конца месяца. Брюссель сознательно не хочет назначать нового главу европейской дипломатии до вступления в силу Лиссабонского договора, который блокирует Чехия. По этому документу полномочия главы европейской дипломатии должны быть значительно расширены, и он должен войти в состав Еврокомиссии в ранге ее вице-президента. Также будет значительно расширена внешнеполитическая служба ЕС. Де-факто она приобретает структуру полноценного МИДа и получает право начать создание сети дипмиссий ЕС за рубежом. Их количество, по данным дипломатических источников ИТАР-ТАСС, уже в ближайшие пять лет может достичь 120.
Все кадровые назначения в высших эшелонах власти ЕС, включая назначение первого в истории президента сообщества, должны были обсуждаться на саммите ЕС 30-31 октября в Брюсселе. Взамен на саммите предстоит тяжелая дискуссия о требованиях президента Чехии Вацлава Клауса, который отказывается завершать ратификацию договора о реформах. В частности, он требует признать за своей страной право не соблюдать ряд положений прилагающейся к договору Хартии прав и свобод европейского гражданина и таким образом обезопасить страну от возможных исков со стороны судетских немцев о компенсациях за лишение их земли и имущества после Второй мировой войны.
Многие европейские аналитики уверены, что требования последовательного евроскептика Клауса — это лишь предлог, и что он намерен приложить все усилия, чтобы сорвать или затянуть вступление в силу Лиссабонского договора. По его мнению, подписание этого договора является «новым шагом к созданию европейского сверхгосударства, которое растворит суверенитет малых стран». В ответ в неформальной обстановке европейские чиновники сегодня уже открыто говорят, что расширение ЕС было слишком быстрым и что после 2004 года сообщество резко утратило эффективность.