«РБК daily» и Евгения Сергиенко: «АвтоВАЗ подсчитал убытки»
И намекнул на риск банкротства
АвтоВАЗ в первом полугодии получил убытки в 19,36 млрд руб. В связи с этим в своей отчетности компания признается, что без новой порции господдержки она не сможет рассчитаться со своими долгами, под вопросом и продолжение производственной деятельности.
Как следует из отчетности АвтоВАЗа по МСФО, в первом полугодии 2009 года завод получил убытки в размере 19,36 млрд руб., тогда как год назад этот показатель составлял 1,88 млрд руб.; выручка группы снизилась на 45%, до 53,06 млрд руб. Продажи автомобилей в первом полугодии упали в 2,2 раза, до 169 тыс. штук. При этом получен отрицательный денежный поток от операционной деятельности — 13,06 млрд руб.
Аналитик «Уралсиба» Анна Куприянова обращает внимание на отсутствие контроля над затратами. Компании почти не удалось снизить административные расходы, которые в первом полугодии составили 8,2 млрд руб. против 8,79 млрд год назад. Выросли расходы и по ряду других статей — в частности, 5,72 млрд руб. составили затраты, связанные с простоем конвейера. Между тем на самом АвтоВАЗе отмечают, что незначительное снижение административных расходов обусловлено увеличением объема средств, направленных на создание резервов под снижение стоимости дебиторской задолженности. При этом расходы на оплату труда управленческого персонала снизились с 5,15 млрд до 3,4 млрд руб.
По оценке Алексея Астапова из Газпромбанка, показатель EBITDA за отчетный период составил 8,1 млрд руб., что свидетельствует о неспособности АвтоВАЗа генерировать денежный поток на операционном уровне, следовательно, платежеспособность компании целиком зависит от желания основных акционеров поддерживать автогигант. «Мы полагаем, что в текущем формате компания не способна функционировать без поддержки государства и других акционеров», — говорит эксперт.
Впрочем, похожего мнения, видимо, придерживаются и на самом АвтоВАЗе. Как отмечается в отчете компании, без поддержки правительства по рефинансированию задолженности и обеспечению новых займов АвтоВАЗ не может гарантировать продолжение своей деятельности, говорится в отчете компании. АвтоВАЗу до середины будущего года необходимо рефинансировать кредиты и займы на 47 млрд руб. «Существует вероятность, что группа не сможет реализовать свои активы и погасить обязательства в ходе обычной деятельности», — говорится в документе.
АвтоВАЗ признался, что в середине лета он оказался в шаге от банкротства, но тогда его спасли выделенные государством 25 млрд руб. И хотя эти деньги помогли существенно сократить объем просроченной кредиторской задолженности, погасить долги по зарплате, обеспечить закупку комплектующих, сейчас завод вновь выступает в роли просителя. На прошлой неделе в презентации автозавода, подготовленной для рассмотрения на правительственной комиссии под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова, говорилось, что АвтоВАЗ предлагает в 2010 году докапитализировать компанию на 70 млрд руб.
Как отмечается в отчетности АвтоВАЗа, он рассчитывает и на иные меры поддержки, в частности, просит возместить ему затраты на оплату работникам времени простоя в январе—августе 2009 года и выходных пособий; предоставить льготы по налогу на имущество и земельному налогу; обеспечить госзакупку вазовских автомобилей; рекомендовать Внешэкономбанку выкупить облигации АвтоВАЗа; предоставить субсидии на оплату процентов по кредитам и т.д.
Правительство готово помогать АвтоВАЗу, но механизм господдержки еще обсуждается. Как заявил вчера заместитель министра финансов Александр Новак, рассматриваются как предложения АвтоВАЗа, так и вариант, при котором Сбербанк и ВТБ могут конвертировать свои долги в акции компании.