«Ведомости» и Юлия Дрокова: «Без машины и денег»
Покупать автомобили на падающем рынке рискованно. Если дилер дышит на ладан, велик риск не получить уже оплаченную машину. С этой проблемой столкнулись сотни покупателей автомобилей Ford, Audi, Volkswagen, Skoda и Honda
Наибольший урон понесли дилеры двух компаний — «Форд мотор компани» и «Фольксваген груп рус». «Ведомости» обнаружили пять таких дилеров Ford — новосибирская «Автолэнд-Сибирь» ликвидируется, а на вологодском «Автоцентр Щеглино», магнитогорском «Магтехноцентре», «Стерлитамак-моторс», «Сургут моторс» начата процедура банкротства. У «Фольксвагена» — четыре проблемных дилера: новосибирские «Престиж-авто» (Audi) и «Транзит-сервис» (Skoda, у обоих дилерство отозвано), уфимский «Ак моторс» (Volkswagen), казанский «Нур-авто» (Volkswagen и Skoda), говорит представитель импортера Юлия Карулина.
Покупатели, приобретавшие автомобили у этих дилеров, либо не получили свои машины, либо им было отказано в выдаче паспорта транспортного средства (ПТС, без него нельзя поставить автомобиль на учет в ГИБДД).
Представители «Форда» и «Фольксвагена» не стали говорить, сколько оплаченных автомобилей эти дилеры не передали покупателям. Источник, близкий к «Фольксвагену», лишь отметил, что «Престиж-авто» не оплатила импортеру 41 автомобиль Audi, «Транзит-сервис» — 43 Skoda, «Ак моторс» — 114 Volkswagen, «Нур-авто» — около 120 Skoda и 150 Volkswagen. А руководитель инициативной группы клиентов «Магтехноцентра» Олег Бакиров рассказал, что дилер передал 49 покупателям автомобили без ПТС, еще около 70 остались вообще без машин.
Клиенты «Престиж-авто» подали к «Фольксвагену» и дилеру иски о признании права собственности на автомобили, а «Фольксваген» — такие же встречные иски. Сотрудник «Престиж-авто» знает о 17 «спорных автомобилях», а генеральный директор Сибирской юридической компании (представляет «Фольксваген» в Новосибирске) Сергей Карпекин — об 11 исках. А недавно «Фольксваген» предложил покупателям мировую — выдать ПТС сначала за доплату в $25 000, а затем — за 38 800 руб., рассказали адвокат Андрей Ярковой (его клиент заплатил 2,2 млн руб. за Audi А6) и купивший Audi А6 за 1,3 млн руб. Валерий Малиновский.
В Уфе «Фольксваген» предлагал клиентам «Ак моторс» доплатить по 10% от цены авто, но никто не согласился, рассказал «Ведомостям» Игорь Петухов, заместитель директора уфимского юридического центра «Правоград» (на его базе создана общественная организация по защите прав клиентов бывших дилеров «Фольксвагена» в Уфе и Казани). Клиентов казанского «Нур-авто» (около 200 пострадавших) о доплате не просили.
Впрочем, в Уфе проблемы скоро должны быть решены, обещает близкий к «Фольксвагену» источник. Дилер предложил план реструктуризации, который «вызывает доверие «Фольксвагена». В течение месяца клиенты «Ак моторс» получат ПТС.
Как будет развиваться ситуация с остальными пострадавшими, Карулина не говорит. Она лишь отметила, что «все оплатившие машины клиенты получат ПТС бесплатно».
В какой срок это произойдет, она не сказала. Петухов, встречавшийся на прошлой неделе с руководителями «Фольксвагена», говорит, что те ему обещали не подавать встречные иски к покупателям о возврате автомобилей.
«Фольксваген» не первый, кто предложил покупателям расплатиться за грехи продавца. В июле Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области ввел наблюдение в «Фаст мотор СПб» (дилер Honda). «Хонда мотор рус» расторгла договор с «Фаст мотор», все права на активы и обязательства перед покупателями перешли новому дилеру — «Агис трейд», сообщил представитель «Хонда мотор рус». За лето — начало осени «Агис трейд» выкупила у импортера 60 машин и передала их клиентам, заплатившим за них «Фаст мотор», говорит исполнительный директор компании Олег Шинкаренко. Он не скрывает, что просил покупателей доплатить разницу между ценами 2008 г. и 2009 г. — в среднем 22%. По его словам, не заплатили и не забрали автомобили только двое.
«Форд» никаких доплат с клиентов не требует, говорит представитель компании Екатерина Кулиненко. Бакиров это подтверждает. Он добавляет, что покупатели с апреля начали подавать иски к «Магтехноцентру» и «Форду», требуя предоставить автомобили и ПТС. Суды первой инстанции вынесли в пользу клиентов около 30 решений (несколько есть в распоряжении «Ведомостей»), но первые пять 24 сентября отменила по жалобе «Форда» кассационная инстанция Челябинского областного суда. «По существующему законодательству дилер должен нести ответственность перед клиентом», — настаивает Кулиненко. Означает ли это, что компания не отдаст ПТС покупателям, она говорить не стала.
Представителям «Тойота мотор рус», Renault, Merсedes и «Пежо ситроен рус» (дистрибутор Sitroen) о проблемах с передачей оплаченных автомобилей покупателям не известно. Представитель «Мазда» Мария Магуайр отмечает, что ее компания передает дилерам автомобили только после полной оплаты. Она знает, что один из дилеров марки задерживал выдачу оплаченных машин клиентам. Но, по словам Магуайр, проблема уже решена. Представитель GM в России (Opel, Chevrolet, Saab и др.) Сергей Лепнухов говорит, что год назад некоторые дилеры задерживали оплату поставленных машин, но это не коснулось клиентов. Сейчас, по его словам, проблем нет. Представители Hyundai и «Рольф-импорта» (Mitsubishi) отказались от комментариев. Представители «Ниссан мотор рус» Татьяна Натарова и «Пежо рус авто» (Peugeot) Константин Обухов вчера не смогли уточнить, есть ли подобные проблемы у дилеров их компаний.