Обзор прессы
10.09.2009

«Российская газета» и Виктор Долгов: «Рейсы нон-стоп»

Транспортно-логистическая система Среднего Урала развивается вопреки трудностям

На днях в Нижнем Тагиле пройдет учредительное собрание ассоциации предприятий транспорта и логистики Среднего Урала.

Вновь созданное общественное объединение будет представлять интересы отрасли в масштабах региона. И это лишь начальный этап организационной оптимизации транспортно-логистического комплекса (ТЛК) Свердловской области. Как проинформировал первый заместитель областного министра промышленности и науки Юрий Зибарев, создается управляющая компания, которая уже в текущем году должна взять на себя функции оперативного руководства региональным ТЛК.

Долговременную стратегию развития транспортно-логистической системы определяет концепция, утвержденная в конце прошлого года областным правительством и рассчитанная на 2009 - 2015 годы с перспективой до 2030-го. Региональные власти считают важным комплексно подходить к укреплению отрасли и более тесно увязать планы транспортников с перспективами всего хозяйственного комплекса Свердловской области. Ранее среднеуральский ТЛК развивался неравномерно, рывки сменялись спадами, и в конце концов наметилась тенденция отставания его возможностей от потребностей реального сектора экономики. Проще говоря, транспорт и складское хозяйство стали сдерживать индустриальный рост.

К сожалению, начало реализации долговременной программы совпало с глобальными экономическими потрясениями, что заставило подкорректировать планы. Мировой спад деловой активности привел к резкому сокращению экспортно-импортных операций и грузоперевозок и в Уральском регионе.

Скупее стал федеральный центр. Например, субсидии на автодорожное хозяйство области уменьшились с первоначально обещанных 2,3 миллиарда рублей до 700 миллионов. По подсчетам специалистов, этих денег хватит лишь на содержание и ремонт имеющихся автодорог, но не на прокладку новых. А местные бюджеты и внебюджетные источники не в состоянии заполнить возникшие финансовые бреши.

Тем не менее экономика региона начинает выбираться из трясины кризиса. На днях губернатор Эдуард Россель заявил о том, что зафиксирован некоторый подъем промышленного производства. В свою очередь, проявилась и тенденция к увеличению объема железнодорожных грузоперевозок, что является общепризнанным индикатором хозяйственной активности.

Недавно железная дорога подписала со Свердловской областью трехлетний договор, предусматривающий инвестирование первым из партнеров 44 миллиардов рублей. В соответствии с этим документом уже развивается инфраструктура нескольких участков магистрали и станций, в том числе на подходах к лимитирующим железнодорожным узлам. Одновременно продолжается реализация масштабного проекта «Евро-Азиатский международный транспортно-логистический центр». Тут, правда, не без сложностей: железнодорожники намерены ограничиться переносом на новое место грузового двора станции Свердловск-Товарный, тогда как региону нужна многофункциональная площадка.

Развивается и авиационная составляющая ТЛК. За последнее время немало сделано для превращения воздушных ворот Среднего Урала в международный хаб. Построены новые пассажирские терминалы, реконструирована взлетно-посадочная полоса, что сняло ограничения, связанные с типами принимаемых лайнеров и метеоусловиями, расширены площади для рулежки и парковки воздушных судов. Проектируется транспортно-логистический центр. Современная складская база очень пригодится аэропорту, когда он получит еще одну взлетно-посадочную полосу, готовую принять грузовые самолеты любой вместимости. По планам, произойдет это уже в будущем году.

На реализацию концепции развития ТЛК предстоит поработать и промышленным предприятиям региона. Предполагается планомерное увеличение выпуска многих видов продукции - от магистральных электровозов уральской марки до рельсов, шпал и сыпучих материалов. При этом большим подспорьем должна стать другая региональная программа, которая предусматривает развитие внутриобластной кооперации. Ее цель - по максимуму загрузить работой уральские заводы вместо того, чтобы искать исполнителей на стороне.

Концепция развития ТЛК предусматривает создание единой навигационно-информационной системы всего транспортного комплекса Свердловской области. Отдельные ее элементы уже функционируют. Например, ряд автотранспортных фирм постоянно отслеживает передвижение своих фур с помощью спутниковых навигаторов. Создается соответствующая служба в управлении железной дороги. Есть и другие наработки. Теперь предстоит объединить эти разрозненные звенья воедино, тем более что федеральное законодательство обязывает оснастить навигационными приборами к 2011 году весь пассажирский транспорт.

Сложнее обстоит дело с другими формами господдержки предпринимателей, занятых в ТЛК региона. Концепция предусматривает гарантии облправительства и субсидии из регионального бюджета на погашение части процентной ставки по кредитам коммерческих банков. Только вот ставки эти вследствие экономического кризиса возросли настолько, что ни один бизнесмен-транспортник или логист не рискнул взять кредит до первого августа - даты окончания подачи заявок на гос­поддержку в областное правительство.

Остаются под вопросом объемы финансирования ТЛК из областного бюджета будущего года. Министерство-куратор сделало заявку на 15 миллиардов рублей, но само же предсказывает ее неизбежное секвестирование. Выход специалисты видят в тотальной экономии на всех участках. К примеру, сокращается количество пригородных электричек, оптимизируются автомобильные маршруты. При этом в ведомстве гарантируют присутствие в концепции социального компонента.

На что денег должно хватить, так это на подготовку квалифицированных кадров. По словам начальника отдела областного минпромнауки Александра Коковихина, активно реконструируется университет путей сообщения, получивший на эти цели три миллиарда рублей из федерального бюджета. Главная цель модернизации - совершенствование учебного процесса, который дополнен специальностью «логистика». Планируется создание учебных и научно-исследовательских лабораторий логистического профиля, центра переподготовки специалистов и руководителей ТЛК.
Вернуться в раздел » Обзор прессы
Материалы по теме
06.10.2010 Рассмотрение иска о банкротстве ОАО «Евро-Азиатский международный транспортно-логистический центр» продолжится 28 октября 2010 года

УрБК, Екатеринбург, 06.10.2010. Рассмотрение иска ООО «СУ-26 «Свердловскгражданстрой» о признании ОАО «Евро-Азиатский ...

06.10.2010 Арбитражный суд Свердловской области приступил к рассмотрению иска о признании ОАО «Евро-Азиатский международный транспортно-логистический центр» банкротом

УрБК, Екатеринбург, 06.10.2010. Арбитражный суд Свердловской области приступил к рассмотрению иска ООО «СУ-26 ...

24.11.2009 Министр промышленности и науки Свердловской области Анатолий Гредин избран председателем совета Уральской логистической ассоциации

УрБК, Екатеринбург, 24.11.2009. «Сегодня у нас в регионе действует мощный транспортно-логистический комплекс — более ...

04.06.2009 «Российская газета» и Виктор Долгов: «Дорога к складу»

На Среднем Урале началась реализация концепции развития транспорта и логистики Как обеспечить в период экономического ...

01.06.2009 Губернатор Свердловской области Эдуард Россель и министр транспорта РФ Игорь Левитин подписали соглашение о взаимодействии в сфере развития транспорта, дорожного хозяйства, инновационных транспортных технологий и информационных систем на 2009—2011 гг.

УрБК, Екатеринбург, 01.06.2009. Губернатор Свердловской области Эдуард Россель и министр транспорта РФ Игорь Левитин ...