«Ведомости», Алена Чечель и Елена Виноградова: «Машины уехали в минус»
Автомобильный рынок в России в отличие от европейского не хочет выздоравливать: продажи новых машин продолжают снижаться
В августе в стране продано 110 934 новых легковых и легких коммерческих автомобиля. Это почти на 4% меньше, чем в июле 2009 г., и на 54% меньше, чем в августе 2008 г., свидетельствует статистика комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). За восемь месяцев реализовано 989 996 автомобилей — на 51% меньше, чем за тот же период 2008 г. (за семь месяцев падение составляло 50%).
Учитывая продолжающееся падение рынка, комитет автопроизводителей АЕБ снизил прогноз по продажам новых легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта на 2009 г. с 1,7 млн до 1,4 млн автомобилей, указано в сообщении комитета. Найджел Брэкенбери, глава российского Ford, полагает, что годовые продажи могут быть еще ниже — на уровне 1,3 млн, передает Reuters.
Из данных АЕБ видно, что лучше прочих чувствуют себя марки с большой долей бюджетных моделей и собственной программой кредитных продаж. Почти у всех автомобильных брендов из числа 20 самых продаваемых в России результат августа более чем на 40% хуже прошлогоднего (а, например, продажи Mazda снизились на 81%, Ноnda — на 80%, Hyundai — на 76%). Исключение — Renault, продающая одну из самых дешевых в России иномарок — Logan, реализовавшая в августе «всего» на 29% меньше автомобилей, чем в 2008 г., Kia (продает недорогую Kia Spectra), зафиксировавшая в августе падение продаж в 27%. Компании «Айтиси авто рус», ставшей с января 2009 г. единственным официальным импортером Suzuki в России, в августе удалось продать на 13 машин больше прошлогоднего — 2881, а доля марки в августе выросла до 2,5% (в апреле — 0,9%). Это произошло благодаря кредитным программам со ставкой 0%, сообщила пресс-служба «Айтиси». Кредитные продажи Suzuki у некоторых дилеров достигли 40% в общем объеме, а это докризисный уровень, сообщила компания.
Утвержденные российским правительством меры поддержки стабилизировали ситуацию, но не смогли изменить ее кардинально, комментирует результаты председатель комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас. Он призывает чиновников распространить действие готовящейся программы по введению утилизационной премии за обмен старого автомобиля на новый на все продаваемые в России автомобили, а не только на произведенные на ее территории.
Но самое главное, что могло бы помочь рынку, — прекращение действия заградительных пошлин на иномарки, начавших действовать с 2009 г., следует из сообщения АЕБ. На это надежды мало. Таможенно-тарифная комиссия под председательством первого вице-премьера Виктора Зубкова в конце августа уже приняла решение о продлении заградительных пошлин на иномарки еще до июля 2010 г. Согласно процедуре в течение 30 дней постановление правительства должен подписать премьер Владимир Путин. Ранее предполагалось, что пошлины будут снижены с октября 2009 г.