«Русский Newsweek», Юлия Таратута, Дарья Гусева и Михаил Зыгарь: «Пенсионер особого назначения»
Иллюстрация: Александр Котляров
На Эдуарде Росселе обкатывают новый порядок назначения губернаторов. Скорее всего он станет первой жертвой эксперимента
Когда-то свердловский губернатор Эдуард Россель активно экспериментировал в своих отношениях с Москвой. При Борисе Ельцине хотел создать целую Уральскую республику, а при Владимире Путине называл «Единую Россию» партией мягких вагонов - мол, он в таких никогда не ездит, - и называл гауляйтерами президентских полпредов. С тех пор губернатор Россель давно вступил в «Единую Россию», с полпредами больше не ссорится, и теперь уже Кремль экспериментирует - обкатывает на нем новый порядок назначения губернаторов.
«Начались новые демократические времена» - этими словами в прошлый четверг Дмитрий Медведев открыл встречу, на которой руководство партии представило ему три кандидатуры на должность свердловского губернатора. Новый порядок (вместо полпредов кандидатов в губернаторы предлагает партия) действует с июля, у Росселя полномочия кончаются в ноябре, и он попал первым в очередь. Исторический момент, подвел итог встречи президент Медведев.
Теперь у Медведева есть месяц, чтобы выбрать одну из предложенных кандидатур или отправить партию искать новые. На самом деле, говорят собеседники Newsweek, этот месяц уйдет на то, чтобы понять, хватит или нет у Медведева и Путина решимости снять Росселя. Источники в «Единой России» и в Белом доме говорят, что перед консультациями ни руководство партии, ни ее кураторы в Кремле так и не поняли, каково мнение Путина, и не рискнули вычеркивать из списка 71-летнего Росселя.
ХОТЯ БЫ ГОД-ДВА
Раньше кандидатов в губернаторы предлагали полпреды, по своему статусу - сотрудники президентской администрации, но их роль чаще всего была чисто технической, а Кремль не раз нарушал порядок и не проводил с ними даже формальные консультации. В новой схеме роль Кремля не прописана, но все консультации о будущем уральском губернаторе проходили с участием двух его представителей.
Последнее совещание во вторник, 18 августа, продолжалось около четырех часов. Вместе с партбоссами Борисом Грызловым, Вячеславом Володиным и Андреем Воробьевым кандидатов обсуждали глава кремлевского управления внутренней политики администрации президента Олег Говорун - он также входит в руководство партии - и его начальник, первый замглавы администрации Владислав Сурков.
В партии многие еще на прошлой неделе шансы Росселя сохранить свой пост называли ничтожными: провалил последние муниципальные выборы - например, выборы мэра в Нижнем Тагиле, - испортил отношения с большей частью работающего в области крупного бизнеса. В «Единой России» говорят, что Медведев не скрывает своей антипатии к свердловскому губернатору, и все дело в том, что тот не раз, когда Медведев еще не был президентом, ставил его на место из-за его молодого возраста и недостатка опыта.
По слухам, Медведев даже несколько раз предлагал Росселю по-хорошему перейти на другую работу. Еще в 2008 году в екатеринбургской прессе писали, что президент попросил его стать новым главой агентства по делам СНГ, но Россель якобы возразил, что не может бросить область в разгар подготовки к саммиту ШОС в Екатеринбурге. Для Медведева это аргумент: в России не принято снимать губернаторов - и вообще всех крупных чиновников - до важных мероприятий, за которые они отвечают, объясняет близкий к Кремлю источник.
Саммит прошел в июне, и Медведев якобы снова вернулся к этой теме. По распространенной в Екатеринбурге версии план Росселя состоит в том, чтобы выторговать если не целый новый срок, то хотя бы год-два, с таким расчетом, что потом про него забудут и он будет сидеть долго. У Росселя даже якобы сложилось впечатление, что он убедил Медведева. Это не так, утверждает источник в «Единой России».
ДОЛГОЖИТЕЛИ
Нравится сам Россель Медведеву или нет, Newsweek уже писал, что идея менять губернаторов-старожилов принадлежит ему, а не Путину - Путин снимает людей редко и нехотя. В президентский список потенциальных отставников еще в начале года были включены орловский губернатор Егор Строев, президент Башкирии Муртаза Рахимов, мэр Москвы Юрий Лужков, подмосковный губернатор Борис Громов и, наконец, Россель. В отставку до сих пор отправили только Строева.
Атака на Рахимова захлебнулась после того, как за него якобы заступился Путин. Источники в окружении премьера утверждают, что он доверяет башкирскому президенту еще с тех пор, как руководил ФСБ. Весной, когда стало ясно, что Рахимовым недовольны в Кремле, руководство «Единой России» уже было решило начать подбирать ему сменщика.
Потом оказалось, что Владислав Сурков неправильно интерпретировал сигнал, и пришлось заминать скандал, вспоминает источник в руководстве «Единой России». В итоге Медведев с Путиным решили Рахимова пока не трогать. А сам Рахимов, по некоторым данным, даже стал говорить своему окружению, что всегда сумеет сохранить кресло, играя на противоречиях между Кремлем и Белым домом.
На Юрия Лужкова и в Кремле, и в Белом доме аллергия уже очень давно, в один голос рассказывают источники. Но снимать его не решаются, и Кремль даже особо не вмешивается в выборы в Мосгордуму: на этих выборах Лужков, как и хотел, возглавил список «Единой России». Кремль, правда, поставил задачу, чтобы победа «Единой России» и Лужкова на этих выборах не была слишком убедительной, говорит источник в Думе, а то он усилится.
Против Бориса Громова играло то обстоятельство, что с кризисом Московская область попала в ужасное экономическое положение: от дефолта ее спасли новые кредиты, в том числе из бюджета. Но Громова так и не сняли. Близкий к Кремлю источник говорит, что сначала будет решена судьба самой области - станут ли объединять ее с Москвой, - а уже потом судьба Громова.
ОПЫТ–ЛОЯЛЬНОСТЬ–СИСТЕМНОСТЬ
Эдуард Россель может записать себе в актив тот факт, что хотя бы не допустил на Урале социальных волнений - по Уралу с металлургией кризис ударил очень серьезно. Но за последние годы он испортил отношения с крупным бизнесом - и с Виктором Вексельбергом, и с Алишером Усмановым, и даже с Сергеем Чемезовым. Впрочем, источник в руководстве «Единой России» говорит, что Чемезов - а он входит в высший совет партии - не принимал участия в подборе кандидатов.
Бывший беспризорник, Россель - харизматичный и опытный политик. Источник, близкий к Кремлю, рассказывает, что он уже едва удержался на посту четыре года назад. Тогда, по плану Кремля, губернатором должен был стать Виктор Басаргин, на тот момент заместитель полпреда в Уральском округе Петра Латышева, но в последний момент Владимир Путин решил Росселя не трогать, а в прошлом году Басаргина отправили руководить Минрегионом.
Сейчас Басаргина снова упоминали в качестве кандидата во время партийных консультаций. «Он только поменял всю команду в министерстве, срывать его с места было бы странно», - говорит Игорь Баринов, руководитель «ЕР» в Уральском федеральном округе. Баринова упоминали тоже, но и он не попал в составленную партией тройку. «Никто не хочет, чтобы в кризис началась радикальная смена руководства. Поэтому нужен человек, который не будет устраивать битву титанов», - считает уральский политолог Анатолий Гагарин. Именно такие люди и составили в итоге конкуренцию Росселю в тройке претендентов: директор департамента промышленности в аппарате правительства Александр Мишарин и свердловский премьер-министр Виктор Кокшаров.
Медведев и Путин могут еще передумать, но есть все основания полагать, что с ноября в России все же будет одним губернатором-тяжеловесом меньше и руководить Уралом станет или Мишарин, или Кокшаров. Мишарина, говорит источник в партии, двигает вперед глава путинского аппарата Сергей Собянин. Кокшаров же, хоть и не попал в медведевский список кадрового резерва, вполне мог бы там оказаться: молодой карьерист, учился в Германии и в Штатах, с опытом руководящей работы. Это в Екатеринбурге злорадствуют, что он не фигура и якобы работал у Росселя переводчиком, а в Кремле его могут считать перспективным менеджером.
Оба кандидата - и Мишарин, и Кокшаров - хорошо вписываются в представления Кремля о том, каким должен быть правильный губернатор. «Опыт–лояльность–системность» - вот, рассказывали кремлевские чиновники, новая формула идеального регионального лидера. Росселя с его харизмой и подчас вызывающими - особенно в прошлом - жестами системным чиновником не считают. А нынешнее время выбивает из рук у него и у других губернаторов-тяжеловесов основной козырь: до президентских и парламентских выборов - это основная губернаторская забота - еще далеко, и Медведев с Путиным могут себе позволить рискнуть.