«РБК daily» и Даниил Шабашов: «АвтоВАЗ наращивает убытки»
За первое полугодие 2009 года завод потерял 14,1 млрд рублей
По сравнению с первыми тремя месяцами этого года во втором квартале АвтоВАЗу удалось нарастить выручку на 37%, до 23,2 млрд руб. Но вместе с тем вырос и чистый убыток завода — на 23%, до 7,8 млрд руб. Как отмечают эксперты, во втором квартале, завод еще не скоро сможет выйти на прибыльный уровень.
Чистый убыток АвтоВАЗа по РСБУ в первом полугодии 2009 года составил 14,1 млрд руб. против прибыли в 1,5 млрд руб. годом ранее, сообщила компания в своем отчете. Выручка предприятия сократилась практически в два раза, до 40,22 млрд руб. В первом квартале этого года выручка и чистый убыток АвтоВАЗа составили 16,99 млрд и 6,33 млрд руб. соответственно, таким образом, во втором квартале этого года по сравнению с январем—мартом автозаводу удалось нарастить выручку на 36,7%, до 23,2 млрд руб., однако убыток при этом увеличился на 23,2%, до 7,8 млрд руб.
На самом АвтоВАЗе главную причину убытков видят в кризисе, что привело к падению продаж. Согласно данным самого завода, объем его продаж в первом полугодии снизился на 44,3% и составил 179,87 тыс. автомобилей против 322,65 тыс. шт. в первом полугодии 2008 года. При этом во втором квартале 2009 года завод продал лишь на 2,7% больше автомобилей (91,2 тыс. шт.), чем в первом квартале (88,7 тыс. шт.). Озвученный ранее план продаж АвтоВАЗа на 2009 год — 360 тыс. машин (при емкости рынка в 1,2 млн шт.). Из-за отсутствия спроса завод на весь август остановил конвейер, который будет запущен в сентябре лишь на половину мощности. Как отмечает Анна Куприянова из ФК «Уралсиб», недостаточный рост продаж автомобилей на фоне роста производства и, соответственно, совокупной себестоимости является основной причиной того, что компания убыточна.
Зато во втором квартале АвтоВАЗу удалось почти в два раза снизить уровень просроченной кредиторской задолженности, с 10,9 млрд руб. на конец марта до 5,5 млрд на конец июня. Хотя в целом кредиторская задолженность выросла с 76,3 млрд до 82,26 млрд руб. соответственно. Во втором квартале дела завода пошли получше, отмечает аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Пак. «С учетом 12-процентного роста продаж в июле можно ожидать, что в третьем квартале показатели будут еще лучше, — отмечает он. — Но ясности в том, что завод сможет выйти из убытка, нет». К примеру, убытки от простоя конвейера в первом полугодии составили 5,2 млрд руб., так что ждать большой экономии от остановки в августе не стоит. Кроме того, к концу года АвтоВАЗ учтет долг перед «Ростехнологиями» в размере 25 млрд руб., добавляет Анна Куприянова, и без возобновления спроса на автомобили снижение кредиторской задолженности перед контрагентами скорее всего окажется непродолжительным.
Но опускать руки, по крайней мере на словах, на заводе не намерены. На увеличение продаж уже в этом году должен повлиять выход на проектную мощность производства Lada Priora. Снижение продаж этой модели за семь месяцев этого года наименьшее среди всей линейки автозавода — минус 16% (до 59,4 тыс. шт.), притом что весь рынок за это время просел на 50%. Также ставка делается на модернизированную Lada 4х4: ее продажи за январь—июль 2009 года и вовсе выросли на 4%, до 13,44 тыс. шт. Не откладывает АвтоВАЗ и новые модели. Правда, первую новинку придется подождать до 2011 года — это будет пяти- и семиместный универсал и фургон на базе платформы Renault. Организовать ее производство планируется с долевым участием Renault. А в 2012 году должен появиться и новый бюджетный автомобиль (по нему у завода уже есть техзадание на производство).