«Коммерсантъ», Сергей Антонов и Александр Лакедемонский: «Электромеханическое притяжение»
Свердловские власти планируют объединить производителей электрооборудования в холдинг
Свердловское правительство в рамках антикризисных мер готовит проект объединения «Баранчинского электромеханического завода», «Карпинского электромашиностроительного завода» и ЗАО «Уралэлектромаш». Как стало известно «Ъ», подобные предложения уже стали поступать акционерам предприятий. В числе потенциальных инвесторов называется группа компаний «Ренова».
О создании структуры, в которую войдут электромеханические заводы, рассказал на профсоюзной конференции Баранчинского электромеханического завода (БЭМЗ) заместитель министра промышленности и науки Свердловской области Юрий Зибарев. Однако подробнее говорить о проекте не стал. Источник «Ъ», знакомый с планами свердловского правительства, рассказал, что речь идет об объединении ОАО «Баранчинский электромеханический завод» (БЭМЗ, контрольный пакет принадлежит Елене Копытовой), ОАО «Карпинский электромашиностроительный завод» (КЭМЗ, контролируется «Трансмашхолдингом») и ЗАО «Уралэлектромаш» (контролируется менеджментом предприятия) в единую структуру с одним собственником. «Окончательного решения пока не принято, и не понятно, в какой форме будет происходить объединение. Насколько мне известно, сейчас речь идет о создании единого юридического лица с частным капиталом», — говорит собеседник «Ъ». Как поясняет собеседник «Ъ», идея объединить заводы возникла в рамках антикризисных мер по обеспечению предприятий заказами. «Сейчас эти заводы находятся в упадочном состоянии, падение заказов достигло 60-70%, поэтому было решено объединить заводы, чтобы было проще искать заказчиков в рамках единого холдинга с сильным ключевым предприятием», — говорит собеседник «Ъ». Стоит отметить, что кредиторская задолженность на БЭМЗ составляет около 500 млн рублей, на Карпинском электромашиностроительном заводе — около 300 млн рублей.
О проекте создания электромеханического холдинга знает и исполнительный директор союза оборонных предприятий Свердловской области Владимир Кукарских: «Такая работа идет, обсуждается много вариантов, но вопрос сложный, нужно решить проблему с собственниками заводов». По словам директора по связям с общественностью «Трансмашхолдинга» Артема Леденева, компании не поступало предложений о включении КЭМЗ в новую структуру. Связаться с госпожой Копытовой (контролирует 75% акций БЭМЗ) вчера не удалось, но миноритарный акционер завода Григорий Карпунин рассказал, что переговоры с ней велись. «Насколько мне известно, она подтвердила свою готовность передать акции в холдинг. Но пока непонятна сама схема. Сейчас обсуждаются различные варианты: от передачи в доверительное управление, до продажи акций. К нам (структуры господина Карпунина контролируют около 25% акций предприятия — «Ъ») предложений пока не поступало», — говорит он. По его мнению, сейчас самый приемлемый вариант, который может заинтересовать акционеров, — передача акций по венчурной схеме, когда ценные бумаги находятся в доверительном управлении у инвестора до тех пор, пока он не вернет вложенных средств. По оценкам господина Карпунина, в настоящее время в предприятие необходимо инвестировать около 1 млрд рублей.
Исполнительный директор союза машиностроителей Свердловской области Андрей Бухмастов считает, что экономический смысл объединения есть. «Синергетический эффект от объединения получить возможно — заводы напрямую не конкурируют, а в рамках объединенной структуры могли бы дополнить друг друга, создавать более комплексные продукты. Таким объединениям легче выходить и получать крупные заказы тех же энергетиков или РЖД, они могут выполнить весь спектр работ. Но экономического эффекта можно добиться только в том случае, если провести полную модернизацию производства», -— указывает господин Бухмастов. А глава екатеринбургского представительства «Силовых машин» Валерий Степанченко считает, что самой большой проблемой авторов проекта станет поиск инвестора: «Весь этот проект удастся реализовать только при одном условии — когда будет понимание, кто выступит в роли инвестора. На мой взгляд, сейчас на региональном уровне нет таких структур. Поэтому стоит поискать среди федеральных банков или крупных финансово-промышленных групп, обладающих достаточными свободными ресурсами. Простое объединение убыточных предприятий с устаревшим оборудованием эффекта не даст».
Как стало известно «Ъ», в списке потенциальных инвесторов — группа «Ренова», и предполагается, что принадлежащий ей Уральский турбинный завод может стать базовым предприятием в структуре холдинга. Получить комментарии «Реновы» вчера не удалось, генеральный директор УТЗ Евгений Кислицын сказал, что ему о подобных планах ничего не известно. При этом источник «Ъ» в руководстве завода сомневается в целесообразности объединения: «Сейчас мощности предприятия загружены максимально за счет заказов в рамках инвестпрограммы «КЭС-Холдинга» (также контролируется «Реновой» — «Ъ»), поэтому прямая заинтересованность в объединении вряд ли есть».