Обзор прессы
28.07.2009

«Ведомости» и Анастасия Дагаева: «Услуги подорожали»

Керосин в российских аэропортах за полгода подешевел — в среднем на 15%. Зато заправка стала дороже на 62%, авиаторы призывают ввести госрегулирование

Стоимость топлива и его заправки «в крыло» в 63 крупнейших аэропортах страны опубликована на сайте Росавиации. Чиновники привели данные на 1 января и 20 июля. Если в начале года 1 т керосина в среднем стоила 22 505 руб., то в июле — 19 177 руб. Дешевле всего он в Абакане (13 550 руб.), Новосибирске (14 152 руб.), Анапе (14 830 руб.), дороже всего — в Норильске (36 864 руб.), Анадыре (33 200 руб.). В «Шереметьево», «Домодедово», «Внуково» стоимость топлива в июле была в пределах 18 000 руб. За полгода цена авиа-ГСМ не изменилась или снизилась во всех аэропортах, за исключением Красноярска, где отмечен 11%-ный рост.

Авиакомпаниям впору бы радоваться. Но не тут-то было: услуга топливо-заправочных комплексов (ТЗК) по заправке «в крыло» заметно подорожала. По данным Росавиации, в январе она стоила 1293 руб. за 1 т, в июле — 2096 руб. Пятикратный рост стоимости этой услуги зафиксирован в Абакане и Сочи — до 5675 руб. за 1 т (подробнее см. таблицу). Поднял цену и «Шереметьево» — на 61% до 1355 руб., в то время как «Домодедово» — на 14%, а «Внуково» — на 11%.

Главный источник доходов ТЗК — перепродажа керосина — заметно иссяк, отмечает аналитик «Авиапорта» Олег Пантелеев. С прошлого года многие авиакомпании стали заключать с нефтяными компаниями прямые контракты по поставке авиа-ГСМ, напоминает он. Сократился и общий объем заправки из-за 20%-ного спада авиаперевозок (данные Транспортной клиринговой палаты за январь — май), при этом выросли издержки ТЗК. Сейчас заправка и хранение топлива — чуть ли единственный источник доходов ТЗК, отмечает Пантелеев. Отсюда и рост цен.

Представитель «Шереметьево» от комментариев отказался, а представители аэропортов Волгограда, Новосибирска, Базового авиазаправочного комплекса (в Сочи) вчера не были доступны.

ТЗК пользуются своим монопольным положением, возмущается гендиректор Sky Express Марина Букалова. По ее словам, 3-4 года назад заправка «в крыло» стоила 200-300 руб., сейчас — как минимум 1000 руб. Выгода от дешевого керосина съедается дорогой заправкой, отмечает Букалова: раньше керосин стоил 20 000 руб., заправка — 500 руб., сейчас топливо обходится в 18 000 руб., зато, чтобы заправить его, надо 2000-3000 руб. Разницы для перевозчика нет, категорична она, тогда о каком снижении цен на билеты может идти речь?

ТЗК рискуют опять оказаться в центре внимания высокопоставленных чиновников, полагает Пантелеев. Он напоминает, что в прошлом году поднимался вопрос о возможном введении госрегулирования на услуги заправки и хранения керосина, тема была передана для изучения Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Пока не созданы условия для конкуренции, необходимы ограничения цен на услуги ТЗК путем госрегулирования, солидарен представитель «Аэрофлота». В этом убеждена и Букалова. Представитель «Трансаэро» от комментариев отказался.

Статистика Росавиации может стать поводом для внеплановых проверок ТЗК, считает сотрудник ФАС, главное — определить, насколько цены экономически обоснованны. Но для ТЗК чиновники должны установить предельную сумму, а не оценивать их себестоимость. Ведь можно раздуть штаты, взять дорогой кредит, отремонтировать кабинет директора и проч. — все это будет включаться в себестоимость, предупреждает Букалова.
Вернуться в раздел » Обзор прессы
Материалы по теме
05.09.2011 В аэропорту Кольцово может возникнуть дефицит авиационного топлива

В сентябре 2011 года в екатеринбургском аэропорту Кольцово может возникнуть дефицит авиационного топлива. Как говорится ...

05.09.2011 Росавиация: В сентябре в аэропорту Кольцово может возникнуть дефицит авиационного топлива

УрБК, Москва, 05.09.2011. В сентябре 2011 года в екатеринбургском аэропорту Кольцово может возникнуть дефицит ...

02.09.2011 Московские аэропорты могут остаться без топлива

Аэропорты Москвы испытывают нехватку топлива. Если ситуация с дефицитом керосина не изменится, то через неделю полеты ...

03.12.2009 «РБК daily» и Сергей Колобков: ««Аэрофлоту» грозят остановкой»

Из-за проблем с топливом сегодня перевозчик рискует отменить ряд рейсов Из-за того что цена авиационного топлива в ...

24.07.2009 «Коммерсантъ» и Алексей Екимовский: «Авиатопливо пошло на взлет»

Вслед за ним дорожают билеты Цены на авиатопливо в ряде аэропортов России начали расти после полугодового падения. ...