Представители вузов Свердловской области одобряют принятие закона, дающего им право создавать малые предприятия
Совет Федерации РФ одобрил в редакции согласительной комиссии федеральный закон, наделяющий правом бюджетные научные учреждения и вузы создавать малые предприятия для внедрения в жизнь своих инновационных разработок.
Напомним, в ранее принятой редакции данный федеральный закон был отклонен Советом Федерации РФ 18 июля 2009 года. После работы согласительной комиссии, в которую вошли по семь представителей от каждой палаты Федерального Собрания, документ — уже в новой редакции — был принят Государственной Думой РФ 24 июля 2009 года и сегодня получил поддержку верхней палаты.
Основной целью закона называют обеспечение внедрения в производство создаваемых за счет бюджетных средств результатов научно-технической деятельности, права на которые принадлежат бюджетным учреждениям науки и образования.
В настоящее время большинство результатов интеллектуальной деятельности (РИД) создается за счет бюджетных средств научными и образовательными организациями, имеющими организационно-правовую форму бюджетного учреждения либо учреждения государственной академии наук. Данные научные и образовательные организации в силу строго целевого характера финансирования и строго ограниченной правоспособности не могут самостоятельно осуществить практическое применение (внедрение) РИД. При этом они лишены возможности создать работающее хозяйственное общество, которое смогло бы осуществлять практическое применение (внедрение) соответствующего РИД.
Для решения указанных проблем федеральный закон предоставляет бюджетным научным учреждениям (в том числе созданным государственными академиями наук), а также высшим учебным заведениям, являющимся бюджетными учреждениями, право без согласия собственника их имущества быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат данным научным учреждениям.
Федеральный закон дает закрытый перечень РИД, для реализации которых могут создаваться эти хозяйственные общества. К таким РИД отнесены: программы для электронных вычислительных машин, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау). Согласно федеральному закону, при создании хозяйственного общества бюджетные организации вносят в качестве вклада в уставные капиталы право использования РИД.
Федеральный закон определяет порядок денежной оценки и механизм передачи прав на РИД, принадлежащих учреждениям науки и образования, в уставной фонд создаваемого хозяйственного общества. При этом устанавливается, что доля бюджетного учреждения в уставном капитале хозяйственного общества должна составлять более двадцати пяти процентов для акционерных обществ и более одной трети для обществ с ограниченной ответственностью. Доля других лиц в уставном капитале хозяйственного общества должна быть оплачена денежными средствами не менее чем наполовину.
Федеральный закон устанавливает, что бюджетные учреждения вправе распоряжаться долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ только с предварительного согласия соответствующих собственников. При этом права участников хозяйственных обществ от имени данных научных учреждений осуществляют их руководители.
Важными новеллами являются положения федерального закона о порядке распоряжения бюджетными организациями доходами, полученными как от использования долей (акций) в уставных капиталах хозяйственных обществ, так и прибыли от деятельности хозяйственных обществ. Устанавливается, что указанные доходы поступают в их самостоятельное распоряжение, учитываются на отдельном балансе и направляются только на осуществление уставной деятельности данных учреждений, в том числе на правовую охрану РИД и выплату вознаграждения их авторам.
После работы согласительной комиссии федеральный закон дополнился двумя нормами: об обязательном уведомлении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, о создании хозяйственного общества, а также о возможности внесения в уставный капитал создаваемого хозяйственного общества в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ, денежных средств, оборудования и иного имущества, находящегося в оперативном управлении бюджетного научного (образовательного) учреждения.
Уже сейчас более 200 вузов и НИИ готовы создать малые предприятия.
Представители вузовского сообщества уверяют, что новый закон может стать финансовым подспорьем системе высшего образования.
«Новый законопроект по инновационным предприятиям сможет в ближайшее время позволить создать при вузах страны 30—50 тыс. рабочих мест», — заявил УрБК проректор по инновационной деятельности Уральского государственного горного университета Владимир Макаров.
Представитель УрГУ считает новый закон перспективным шагом в развитии экономики и науки страны в целом.
«На мой взгляд, принятие нового закона о создании инновационных предприятий при вузах — очень правильное решение. Раньше вузы могли выступать соучредителями предприятий, но потом ряд изменений в Бюджетном кодексе привел к тому, что фактически вузы утратили эту возможность. В свое время наш университет был соучредителем ряда предприятий, но потом образовательным учреждениям было запрещено участвовать в уставном капитале малых предприятий», — заявил УрБК проректор УрГУ по инновационной деятельности Владимир Кружаев.
«Разработки, которые делаются в вузах в рамках самого бюджетного учреждения, не всегда можно запустить в производство, и возможность создавать такие малые предприятия — это очень перспективный шаг. Возможно, это нововведение и поможет поправить экономическую ситуацию в стране. Однако если говорить о своевременности принятия данного закона, то, на мой взгляд, это надо было делать раньше»,— отметил В. Кружаев.
«Во многих вузах есть хотя бы несколько разработок, которые можно запускать в действие, и если найдутся менеджеры, которые создадут эти предприятия, то ряд разработок в дело пойдет. УрГУ — вуз классический, поэтому количество разработок, которые сегодня могут быть реализованы, у нас намного меньше, чем в техническом вузе, например в УГТУ-УПИ. Однако все равно у нас есть около 15 разработок, которые в разной степени готовы к использованию. Сегодня существует несколько предприятий, созданных в рамках Фонда содействия малому предпринимательству по программе «Старт», которые уже внедряют часть разработок. Важно то, что все равно так или иначе разработки реализовывались, просто вуз к ним не имел отношения, а теперь все будет законно, и вуз — хозяин разработки будет иметь какую-то долю в этих малых предприятиях», — сообщил В. Кружаев.
«В УрГУ такие разработки есть, в частности, в области магнитных материалов, в области катализаторов, в области преобразователей частоты излучения, которые имеются в опытных образцах, но производство не организовано. Теперь вузы будут заинтересованы в том, чтобы увеличивать число таких разработок, так как доля доходов будет принадлежать самому учебному заведению», — заключил В. Кружаев.
Тем не менее специалисты отмечают, что сложностей в реализации нового закона будет немало.
«Все вузы государства давно ждали этот законопроект. Основной его плюс в том, что теперь вузы могут предоставлять работу своим лучшим выпускникам. Конечно, в связи с появлением этого закона возникнет масса трудностей, ведь интеллектуальная собственность значительно отличается от привычной материальной — у нас в стране пока подобная практика не применяется практически», — отметил В. Макаров.
Характерно, что отклонивший первую редакцию законопроекта Совет Федерации РФ принял сегодня протокольное поручение. В нем говорится, что Комитет по образованию и науке в течение полугода будет осуществлять мониторинг правоприменительной практики данного федерального закона с целью исключить возможности злоупотреблений и коррупциогенных процессов в ходе реализации норм закона.