В Екатеринбурге сократилось число предприятий оптовой торговли
В I полугодии 2009 года объем оптового товарооборота в Екатеринбурге составил около 94 млн. рублей, что ниже показателей аналогичного периода на 8,9%. Соответствующее заявление в ходе совещания заместителя Главы Екатеринбурга Виктора Контеева с местными производителями по проблемам взаимодействия сетевого ритейла сделала председатель комитета по товарному рынку администрации города Елена Чернышова.
«Количество предприятий оптовой торговли уменьшилось. Так, если в 2008 году в Екатеринбурге существовало 175 предприятий оптовой торговли непродовольственными товарами, то по данным на 1 июля их число снизилось до 157. Аналогичная тенденция наблюдается с предприятиями оптовой торговли продовольственными товарами. Их количество с 269 в 2008 году снизилось до 227 в 2009 году», — добавила Е. Чернышова.
В ходе встречи в администрации города ритейлеры и производители обменялись традиционными упреками в адрес друг друга.
«Свердловские региональные производители неохотно идут на сотрудничество. Свердловские производители предлагают завышенные цены. К примеру, адекватных по цене и объему предложений по поставкам охлажденной курицы и мяса у местных производителей просто нет: отпускная цена комбината «Хороший вкус» — 280 руб. за килограмм, отпускная цена птицефабрики «Рефтинская» — 102 руб. за килограмм. Они не соглашаются работать без посредников. Кроме того, недостатком местных производителей является неэффективная логистика по скоропортящимся продуктам», — заявила коммерческий директор уральского филиала «X5 Retail Group» Наталья Шорикова
Претензии производителей и поставщиков к сетям, в свою очередь, также носят традиционный характер.
Отдел производства потребительских товаров и малого предпринимательства провел маркетинговое исследование по выявлению проблем между поставщиками и торговыми сетями. Было опрошено 8 предприятий сельского хозяйства (из них 50% сотрудничает с торговыми сетями), 32 предприятия легкой промышленности (19%) и 71% мебельных производств (19%).
«Среди предприятий, работающих с торговыми сетями, половина недовольна размером бонусов, устанавливаемых сетями, 33% отмечают задержки расчетов за поставленную продукцию и 17% недовольны ценовой политикой сетей», — сообщил начальник отдела производства потребительских товаров и малого предпринимательства администрации г. Екатеринбурга Иван Бескрестнов.
«Что касается предприятий легкой промышленности, то сотрудничать с торговыми сетями хотели бы 62% предприятий. Среди препятствий они называют трудности с попаданием в сеть (27%), жесткие рамки договоров (27%), недостаточные объемы производимой продукции (13%). Размер бонуса не устраивает 30% предприятий, работающих с сетями. Ценовой политикой недовольно 30% предприятий. На задержки в расчетах указывает 40% организаций», — заключил И. Бескрестнов.
Отметим, что, согласно официальным данным, оборот розничной торговли в Свердловской области в июне 2009 года составил 46,3 млрд. рублей (за период с января по июнь 2009 года — 275,7 млрд. рублей).
Министр торговли, питания и услуг Свердловской области Вера Соловьева в свою очередь также говорит о проблемах торговых сетей.
«То, что увеличивается число убыточных магазинов в торговле, — факт объективный, и мы надеемся, что факт временный. Поднимать цены нельзя, поэтому идет потеря оборота, и бизнес предпочитает какое-то время работать в убыток», — заключила министр.
При этом, по данным министерства, за весь период экономического кризиса с ноября 2008 года закрылось 252 предприятия розничной торговли, в то же время открылось 364 магазина.
Однако в ряде сегментов, и в первую очередь в торговле автомобилями и бытовой техникой, процесс сокращения числа участников рынка еще далек от завершения.
«Они стали наиболее уязвимыми в кризис. Не исключено, что часть этих предприятий торговли в ближайшее время будет покидать рынок», — признает В. Соловьева.
Напомним, в Арбитражном суде Свердловской области уже рассматривается заявление о банкротстве сети бытовой техники и электроники «Уральский вал», поданное самой компанией. Компания «Автоленд», дилер целого ряда известных иностранных автопроизводителей, продала один из своих салонов — «Автоленд Север».
В администрации областного центра тем временем готовят свои предложения для федеральных законодателей.
«С вступлением в силу закона о торговле в городе увеличится количество сетей исходя из того, что в новой норме под торговой сетью понимается два и более магазина. Однако большое количество сетевого ритейла с небольшими объемами ведет к определенным сложностям координации взаимоотношений. Оптимальный вариант для нашего города — это 5 и более магазинов у торговой сети. Мы должны реально оценивать перспективы развития бизнеса. Сегодняшняя редакция нового закона, безусловно, ограничит рост многих наших сетевых операторов. Под эту статью попадет 70% сетевых ритейлеров, которые работают в Екатеринбурге», — сообщил заместитель Главы Екатеринбурга Виктор Контеев.
Напомним, согласно 16-й статье проекта закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» торговые сети с годовым оборотом более 1 млрд. руб., доля которых превышает 25% от общего объема рынка продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий год в границах городского округа или муниципального района, а также в Москве и Санкт-Петербурге, не вправе приобретать для целей торговой деятельности дополнительные торговые площади. Закон должен вступить в силу 1 января 2010 года.