VIP-Интервью
15.07.2009

Виктор Контеев: Кризис даст потребительскому рынку Екатеринбурга новые возможности

заместитель Главы Екатеринбурга Виктор КонтеевНа вопросы информационно-аналитического агентства «УралБизнесКонсалтинг» ответил заместитель Главы Екатеринбурга Виктор Контеев.

— Как новые экономические условия сказались на работе сферы потребительского рынка?

— Новые экономические условия — это экзамен конкурентоспособности любого направления деятельности. И в данном случае это определенный экзамен для сферы потребительского рынка. Я всегда обозначаю 3 этапа, во время которых эта сфера проявила себя очень адекватно. Первый — это 1991 год, когда Борис Ельцин издал указ о свободной торговле, когда закрывались заводы и сокращались рабочие места. Именно в то время люди шли в бизнес, в потребительский рынок. Именно тогда потребительский рынок протянул им «руку помощи» и устроил десятки тысяч работников. Следующий период — это дефолт 1998 года. Это тоже был очень серьезный экзамен для потребительского рынка. Именно тогда у нас сформировалось лицо женщины-челнока, когда она взгромождала на себя по 50 кг и завозила тот товар, которого не было у нас в городе. Она и завозила товар, и работала, и обеспечивала рабочие места, и кормила семью. Конечно, это утрированно, но это происходило примерно так, потому что челночный бизнес, новые рабочие места в пищевой промышленности — когда она стала производить больше отечественного товара — появились именно в 1998 году. И третий этап — 2008—2009 годы, начало финансовых проблем. Во-первых, в чем конкурентное преимущество нашего с вами города? Если бы сейчас был жив Уралмаш, на котором работало 67 тыс. человек, завод Калинина, Тяжмаш и т.д., конечно, городу было бы сложнее, потому что сейчас мы видим сильнейшее падение металлургии, машиностроения, нефтехимии и т.д. Многие знают, что реально в городе развивается сектор экономики сферы потребительского рынка. Только на 2009 год мы создадим в г. Екатеринбурге до 9 тыс. новых рабочих мест. Вот посыл сферы потребительского рынка, который отвечает на те проблемы, которые есть.

— Как сказался кризис на отдельных сферах потребительского рынка?

— Вообще, к сфере потребительского рынка многие относят только сферу общественного питания, хотя в нее входят в нашем городе и агропромышленный комплекс, предприятия пищевой промышленности, легкой промышленности, торговля и сфера обслуживания.

Наш агропромышленный комплекс не сбавляет обороты, и те хозяйства, которые есть, — в частности, одно из фермерских хозяйств, которое выращивает мясо птицы, — в настоящее время увеличивают обороты в 2 раза. Здесь, с точки зрения развития агропромышленного комплекса города, ясная и понятная тенденция есть.

Пищевая промышленность сейчас находится также в достаточно стабильном положении. Пищевики поставили перед собой задачу сохранить объемы производства. Для этого они определили себе несколько вопросов — к примеру, за 1—2 кварталы 2009 года они должны понизить цену примерно на 60 наименований товара. И так называемый кризисный ассортимент сегодня уже в действии. Они поставили задачу изменить условия кредитной дисциплины между пищевиками и торговлей, минимизировать сроки расчета торговли, чтобы увеличить обороты и скорость финансовых ресурсов.

Если говорить об агропромышленности, то те 27 предприятий поставили перед собой примерно такую же задачу по объему производства; кроме того, в целях продвижения продукции они стали организовывать ярмарки выходного дня на Чкаловском рынке. Может быть, они пока не очень удаются, но тем не менее цена на продукцию там на 25—30% ниже, чем в магазинах. Они также организовывают продажу продукции на других рынках. Так, у нас запланировано порядка 3 выездных мероприятий на Север, Дальний Восток и т.д.

Если отслеживать ситуацию в торговле продуктами питания, то мы видим, что идет определенное вымывание дорогого ассортимента. Изменяется ассортимент в пользу более дешевых товаров, которые есть у нас на прилавке. Таким образом, мы видим, что торговля тоже начала адекватно реагировать на сегодняшние условия и не повышает стоимость товара, а, наоборот, совместно с пищевиками снижает цены.

Совсем другая ситуация с непродовольственными товарами, потому что 97% продукции — это импорт (техника, холодильники, телевизоры). За 4—5 месяцев этого года цена выросла на 25—30%. К тому же сейчас существует такая проблема, над которой должна задуматься сфера торговли, — это покупательская лояльность. Если вчера можно было повернуться к покупателю спиной, то сегодня это недопустимо. Поэтому задача каждого продавца, каждого владельца предприятия на сегодня состоит в том, чтобы покупатель не ушел из магазина. Для этого мы проводим 1200 различных акций, распродаж и т.д. Поэтому в торговле сейчас есть свой четкий путь, по которому она движется.

Мы видим сегодня хорошие перспективы в сфере бытового обслуживания. Мы прекрасно понимаем, что, если человек не может купить какую-то вещь (обувь, костюм и т.д.), он идет к швее или в ателье, где ему сошьют костюм или отремонтируют пару обуви, которую он не в состоянии сегодня купить. На сегодняшний день мы видим увеличение объемов услуг в этой отрасли.

— Привел ли к положительному результату комплекс антикризисных мер, предпринимаемых правительством?

— Состояние дел по так называемым антикризисным мероприятиям Екатеринбурга мы оцениваем достаточно позитивно. Никакой паники нет. По результатам первого квартала этого года мы видим увеличение объемов потребительского рынка на 20%. К примеру, в сфере бытового обслуживания рост составил 11%. Положительная черта этих мероприятий заключается в том, что новые экономические условия позволили нам переоценить многие вещи, и это делает нас более конкурентоспособными и более адекватными в общении с нашими покупателями (так называемая покупательская, клиентская лояльность). Без всякого сомнения, это тоже очень хороший признак рыночной ситуации, который по некоторым направлениям в разы увеличивает конкурентоспособность товаров и оказания услуг.

— Повлиял ли кризис на количество предприятий г. Екатеринбурга?

— Если говорить о закрытии тех или иных предприятий в результате кризиса, то закрытие и открытие новых предприятий — процесс постоянный. Однако на сегодняшний день мы видим снижение прироста открытых предприятий. В этом году прирост в торговле составил 11 предприятий. То есть мы все-таки, несмотря на кризис, имеем положительное сальдо.

— Что в настоящее время делается властями для предотвращения опустошения торговых площадей?

— В настоящее время мы наблюдаем очень серьезную ситуацию с торговыми площадями. У нас в городе порядка 10 тыс. кв. м пустующих площадей. Однако для их уменьшения предпринимаются активные меры. Во-первых, существует сила, которая сможет повлиять вместе с властью на заполнение площадей. С одной стороны, существует некоммерческое партнерство управляющих компаний во главе с Алексеем Короваевым. Он представляет интересы управленцев. С другой стороны, создан городской совет арендаторов, который оценивает ситуацию, оценивает стоимость арендной платы в тех или иных торговых центрах. И этот компромисс между двумя ветвями власти позволяет снизить расходы ресурсов тех арендаторов, которые хотят зайти на пустующие площади. Кроме того, мы в этом году сдаем 200 тыс. торговых площадей. Уже понятна концепция тех 4 торговых центров, которые будут открываться. Кстати, в Екатеринбурге самая высокая обеспеченность торговыми площадями в России — 840 кв. м на душу населения, поэтому перед собой мы поставили задачу, чтобы ни одного квадратного метра через определенный срок после открытия торговых центров из этих 200 тыс. м не было.

— Не станут ли новые торговые площади бесполезными, исходя из нынешнего платежеспособного спроса населения?

— На 1 января средняя заработная плата составляла 23 тыс. руб. Поэтому с точки зрения платежеспособности новые вводимые площади всегда были обеспечены платежеспособным спросом населения. Конечно, сегодня ситуация меняется. Если бы она была лучше, то тогда 10 тыс. кв. м пустующих торговых площадей в городе не существовало бы, они были бы все заполнены. Исходя из этого, что же реально должны сделать власть и бизнес? Во-первых, мы работаем с производителями. Задача одна — насколько это возможно, создание антикризисного ассортимента за счет понижения цены по тем или иным характеристикам. Задача торговли — адекватно отреагировать на позыв наших производителей и сделать такой же шаг навстречу. Итак, если мы получим минус 15—20% в цене, то для нашего кошелька это будет просто здорово. Во-вторых, мы должны создать такие взаимоотношения между всеми операторами, работающими на потребительском рынке, чтобы была четкая обеспеченность всех договорных отношений (платежная дисциплина). Я не говорю сегодня о взаимоотношениях с финансовыми институтами (банками), потому что ситуация с ними пока не ясна. Часть тех 80 миллиардов рублей, которые выделило федеральное правительство на поддержку малого бизнеса, конечно, пойдет на территорию области. И вот здесь мы должны сделать так, чтобы через финансовые операции в банках эти деньги с пользой попали в малый бизнес. Мне бы хотелось напомнить, что банки должны давать кредиты малому бизнесу под 15% (сумма ставки рефинансирования Центробанка — 12% — плюс 3% маржа). Сколько они получили от федерального правительства, столько же они должны отдать в реальный бизнес. Эти шаги позволят не только стабилизировать обстановку в этом направлении, но, безусловно, дадут толчок задуматься о перспективе.

— Как управляющие компании подходят к вопросу об арендных ставках?

— Сейчас говорить о том, что управляющая компания понижает арендную ставку для всех, например, на 5 процентов, нельзя. Такого нет. Однако они стали наиболее гибкими. Управляющие компании делают так называемые спецпредложения для арендаторов. На сегодня основная задача управленцев — не потерять ту концепцию, которую они закладывали ранее в генеральный план развития. Здесь нельзя привязывать количество пустующих площадей к территории. Все зависит от управляющей компании.

— По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи автомобилей в целом по России упали до 70%. Наблюдается ли та же тенденция в Екатеринбурге?

— Автосалоны — это одно из самых тяжелых направлений. Объемы продаж по некоторым показателям снизились на 30—50%. Мы понимаем, что это связано с автопроизводителями. И каждая страна, которая имеет на своей территории автопроизводителя, определяет сегодня свой план поддержки этой отрасли. Одни банкротятся, другим поступают государственные инвестиции и т.д., для того чтобы сохранить эту мощнейшую индустрию. Ведь это сотни тысяч, а может быть, и миллионы рабочих мест. Чем пока снивелирована ситуация на сегодняшний день? Сейчас некоторые автосалоны торгуют автомобилями 2008 года, на цену которых не повлияли таможенные пошлины и рост курса валют. Другие через систему распродаж, скидок пытаются максимально уменьшить финансовую нагрузку на стоимость машины. У кого-то это получается лучше, у кого-то хуже. К тому же постепенно начало возвращаться потребительское кредитование — некоторые банки уже восстанавливают потребительское кредитование для граждан. Конечно, это всё не те меры, которые позволят стабилизировать ситуацию. Ясно, что часть автосалонов не откроется по плану. Например, по ул. Металлургов должно было открыться 5 автосалонов, а работать будет только один. Стройка остальных заморожена на неопределенный период. Тем не менее на сегодняшний день все автосалоны работают и не планируют свое закрытие. По крайней мере я не слышал, чтобы кто-то из продавцов автомобилей собирался уходить с рынка. Однако с учетом тяжелой ситуации продавцов автомобилей мы прогнозируем другую составляющую — возможное увеличение объема автосервисных услуг. Принцип тот же — я не могу себе позволить купить новую машину, но могу отремонтировать старую. Поэтому многие автосалоны сегодня начали развивать автосервисную зону за счет продаж и оказания автосервисных услуг клиентам, которые к ним приезжают. И мы считаем, что эта услуга будет дальше развиваться. Конечно, есть проблемы, потому что, возможно, будет возрастать теневой сектор, как это было раньше. Наша задача — не допустить этого.

— Какие положительные черты Вы видите в кризисе?

— Одной из положительных черт сегодняшнего времени является консолидация бизнеса. Кстати, это одно из конкурентных преимуществ нашего города. Предприятия не критикуют друг друга, а стараются направить свои усилия в одно русло. У нас есть удачный пример такой консолидации — союз мебельщиков. Кстати, в их антикризисных мероприятиях первым пунктом указано: «Не паниковать».
Вернуться в раздел » VIP-интервью
Материалы по теме
20.04.2011 Виктор Контеев: Власть и бизнес должны принципиально менять имидж Екатеринбурга

На вопросы УрБК отвечает заместитель главы администрации Екатеринбурга Виктор Контеев. — Какие в Екатеринбурге ...

19.04.2011 Виктор Контеев: Власть и бизнес должны принципиально менять имидж Екатеринбурга

На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил заместитель главы администрации города Виктор Контеев ...

29.04.2009 Товарный рынок: развитие продолжается

На вопросы аналитического бюллетеня «VIP-консультант» ответил заместитель главы Екатеринбурга Виктор Контеев. — ...

29.04.2009 Товарный рынок: развитие продолжается

На вопросы аналитического бюллетеня «VIP-консультант» ответил заместитель главы Екатеринбурга Виктор Контеев. — ...

19.03.2009 Виктор Контеев: За ушедший год Екатеринбургу удалось достичь практически всех запланированных показателей

На вопросы информационно-аналитического агентства «УралБизнесКонсалтинг» ответил заместитель главы Екатеринбурга Виктор ...