Товарный рынок: развитие продолжается
На вопросы аналитического бюллетеня «VIP-консультант» ответил заместитель главы Екатеринбурга Виктор Контеев.
— Виктор Владимирович, каких результатов удалось достичь за 2008 год в сфере потребительского рынка Екатеринбурга?
— Развитие потребительского рынка за 2008 год можно оценить по нескольким показателям. Во-первых, по объемам оборота товаров: за ушедший год он составил 362 млрд. рублей, что является одним из лучших результатов по России, прирост по сравнению с 2007 годом составил порядка 17%. Во-вторых, общие торговые площади. В этом году объем торговых площадей составил 1,1 млн. кв. м, или 840 кв. м на тысячу жителей. Для сравнения: в Москве — 710 кв. м. Говоря в целом о потребительском рынке, отмечу, что за ушедший год нам удалось достичь практически всех запланированных показателей.
— Развитие каких направлений потребительского рынка оказалось наиболее существенным за рассматриваемый период?
— Как и в предыдущем году, наибольший рост показали торговые центры — в этом году их будет введено пять. По итогам года объем торговых площадей в этом формате составил 42% от всего объема торговых площадей Екатеринбурга.
Достаточно высокие темпы развития показало и производство. На конец 2008 года в городе насчитывалось 86 пищевых предприятий: 15 крупных пищевых и 71 малое. Они произвели 750 тыс. тонн продукции, которая оказалась востребована и нашими покупателями, и нашей торговлей. В прошлом году на прилавках города появилось 250 новых наименований. Уже с начала 2008 года наблюдалась замена импорта нашими, отечественными товарами. Таким образом, за истекший год по производственным показателям мы приросли на 9% к уровню прошлого года. Инвестиции в предприятия сферы потребительского рынка составили 2,5 млрд. рублей.
— Какова ситуация с оптовым звеном торговли? Каковы основные тенденции развития этого направления?
— В оптовом направлении позиция неоднозначная, оно традиционно считается у нас слабым. Мы стараемся вводить новые складские площади, но, к сожалению, в этом году нам так и не удалось достичь запланированных показателей. Мы планировали ввести порядка 110 тыс. кв. м новых складских помещений, а ввели не больше 45 тыс. кв. м площадей. С учетом же прихода крупных игроков типа «Ашана», развития федеральных игроков, таких как «Пятерочка», необходимость в сильном оптовом звене возрастает. В этой области мы пока, к сожалению, недорабатываем. Кроме того, на сегодняшний день в Екатеринбурге наблюдается укрупнение оптовых структур, я полагаю, что в этих условиях небольшие оптовики и фирмы-однодневки постепенно будут вытеснены с рынка.
— Какова сегодня в Екатеринбурге ситуация с уровнем цен в торговле?
— На сегодняшний день ряд предприятий торговли снижают цены на товары — это адекватная реакция бизнеса на тяжелую экономическую ситуацию. Наиболее сложная ситуация у тех, кто торгует бытовой техникой, так как 95—96% всех поставок идут из-за рубежа, что, в свою очередь, сказывается на стоимости товара в сторону ее увеличения. Тем не менее, по заявлениям самих участников рынка, ситуация, которая складывается, сейчас позволяет сохранить рабочие места в сфере торговли и соцпакет. По их прогнозам на 2009 год, потери объемов продаж составят 15—18%.
Продовольственные сети оценивают свою ситуацию более позитивно. Большинство из них уже договорились с производителями о переходе на более дешевый товар. Кроме того, торговля начала более адекватно формировать наценку. В результате на прилавках появился товар с более низкой ценой, который может позволить себе большая часть жителей города. Я думаю, что столь тесное взаимодействие «пищевик — оптовик — торговля» позволит и дальше рассматривать возможность снижения цены.
Отмечу, что в отличие от других городов-миллионников — средней России, юга страны — Екатеринбург находится в более выгодном положении. С точки зрения федеральных и международных сетей в плане платежеспособности и макроэкономики наши граждане сегодня более привлекательны для них.
— Каким образом развивалось в ушедшем году такое направление потребительского рынка, как общественное питание?
— Если оценивать развитие общественного питания, то прирост за год составил порядка 90 предприятий, всего же в городе их более 1500.
Тем не менее нельзя отрицать и ряд проблем, возникших в этой сфере в условиях финансово-экономического кризиса. В первую очередь пострадали дорогие рестораны, поставки продуктов в которые осуществлялись из-за рубежа. Не все в условиях, когда поставщики постоянно повышают цены, могут сводить концы с концами. Соответственно, часть ресторанов начали переходить на более дешевый ассортимент, изыскивают новые источники сырья, не связанные с импортными поставками. Многие, чтобы не допустить серьезного оттока клиентов, снижают стоимость такого направления, как бизнес-ланчи.
— Стоит ли ожидать в условиях кризиса увеличения количества фальсифицированных товаров?
— Безусловно, в сложной экономической ситуации мы прогнозируем рост объема фальсифицированных товаров. Ситуация здесь закономерна, и, конечно, часть людей попытаются под брендами известных компаний произвести фальсифицированный товар. Чтобы предупредить эту ситуацию, мы провели первые встречи с «Уралпищепромом» и другими союзами потребительского рынка. На сегодняшний день, по нашим данным, ситуация остается стабильной, явного всплеска объемов суррогатных товаров пока нет.
— Будут ли востребованы и заполняемы наши торговые центры в сложившейся ситуации? Как решают проблемы заполняемости управляющие компании?
— В декабре — январе в торговых центрах Екатеринбурга прошла первая волна скидок по арендной плате, в результате цена уменьшилась на 10—15%. На сегодняшний день по ряду ТЦ мы наблюдаем вторую волну снижения аренды. Появляются индивидуальные предложения, чтобы удержать тех арендаторов, которые важны для ТЦ.
Отмечу, что на протяжении 3 лет мы старались, чтобы не менее 60% арендаторов были местные, те, кто не увезут деньги из области, а оставят их здесь. Сегодня с учетом того, что некоторые федеральные игроки уходят, пытаются основные ресурсы сконцентрировать в столице, мы планируем поднять планку присутствия местных арендаторов до 80%, это позволит повысить конкурентоспособность торговых центров.
Сейчас мы совместно с советом арендаторов пытаемся не допустить закрытия точек арендаторов ни в одном ТЦ, а также по возможности сохранить покупательский трафик.
Впрочем, согласно данным аналитики, все большей популярностью у горожан начинают пользоваться магазины «у дома», так как в первую очередь магазины данного формата имеют возможность мобильно менять ассортимент. Сегодня покупатели подобных магазинов ориентируются на продукты экономкласса. Кроме того, часть горожан отказываются в сложной экономической ситуации от массовых закупок в крупных магазинах. Во-вторых, большинство покупателей уже привыкли приобретать товары ежедневной необходимости вблизи дома. Сейчас у нас в городе работает свыше 880 продовольственных магазинов, из них примерно 40% составляют магазины «у дома».