На вопросы УрБК отвечает заместитель главы администрации Екатеринбурга Виктор Контеев.— Какие в Екатеринбурге произошли изменения, какие тенденции у нас присутствуют? Каковы итоги I квартала 2011 года?— Самое главное, что происходит за последний год — это формирование государственной политики на уровне федерального правительства по внутренней торговле России. Безусловно, при переходном периоде внутренняя торговля как-то потеряла свой статус, было размыто понимание дальнейшей стратегии развития торговли в России. Не случайно недавно появилась стратегия развития внутренней торговли России до 2020 года. Это как раз тот документ, который определяет пути, этапность развития потребительского рынка многих регионов. В нем определены основные параметры и подход к развитию ритейла, логистики, к развитию в определенной мере объема производства и конкурентоспособности. Мы должны правильно оценивать то, что сегодня формирует для себя и для нас федеральное правительство и корреспондировать это всё на свою территорию.
Поэтому, оценивая итоги первого квартала, я бы хотел начать с производства. Мы себе отдаем отчет в том,что без создания определенной системы безопасности производства товаров продовольственных, непродовольственных, агропромышленного комплекса, невозможно развитие розничных продаж, невозможно развитие логистики. Поэтому, традиционно стабильно работает пищевая промышленность — она приросла около 2%, появилось более сотни новых позиций ассортиментных, выполнена в полном объеме заявка торгующих организаций города. А самое главное, минимальное количество обращений, заявлений наших горожан на качество тех товаров, которые произвели наши пищевики. Только сейчас мы рассматривали продвижение товаров легкой промышленности через торговлю. Это не очень характерная отрасль для Екатеринбурга, но, тем не менее, уже на протяжение пяти лет мы строим политику не только сохранения этих 47 предприятий легкой промышленности, работающих в городе, но и дальнейшего развития. Сегодня определены базовые магазины в торговле — их порядка 250 — продумана система продвижения, и, самое главное, чтобы наши горожане по конкурентной цене получили продукцию наших производителей.
— Здесь невозможно упустить из виду и агропромышленный комплекс. В каком состоянии он сейчас находится?— Последнее направление, которое мы оцениваем с точки зрения производства — это агропромышленный комплекс. Без всякого сомнения, город наступает сегодня на городской агропром, сокращается количество сельскохозяйственных предприятий, но, с другой стороны, мы выбрали тенденцию по привлечению всех ресурсов, которые занимаются сельхозпродукций. Конечно, это дальнейшее активное развитие ЗАО «Тепличное» — по овощам, защищенному грунту. Они построили самый современный тепличный комбинат. Далее, это работа с фермерскими хозяйствами, так называемые «малыши» — малое предприятие АПК, которых в городе восемь, и которые производят мясо птицы, яйцо,зеленые культуры и так далее. Они тоже вписываются в инфраструктуру и рынок города Екатеринбурга. Сейчас мы продолжаем активно заниматься с нашими садоводами — у нас 603 садоводческих товарищества. Это тоже серьезная копилка не только для продовольственного рынка, но и для семейных бюджетов тех горожан, которые занимаются этой проблемой, чтобы обеспечить определенную финансовую стабильность. Это личные подсобные хозяйства, которые производят мясную, молочную продукцию и так далее.
Эти четыре направления стабилизируют положение по обеспечению наших горожан необходимой сельхозпродукцией. Поэтому блок производства всегда есть и остается основополагающим в рамках возможности муниципалитета, и мы пытаемся его поддерживать.
— Успешное производство не может существовать без перевозок...— Действительно, очень важно, говоря об итогах первого квартала, дать оценку логистике. Ведь то, что мы не производим в городе, мы должны завезти из области или ее пределов. Здесь мне бы хотелось отметить проект агломерации. Мы пытаемся привести максимальное количество областных производителей продукции легкой промышленности на территорию Екатеринбурга, дать им шанс увеличить объемы продукции, объемы сбыта городских торгующих организаций. То есть, мы максимально пытаемся привлечь ресурсы областных предприятий на территорию города Екатеринбурга. Ярмарки выходного дня, конъюнктурные совещания с областными предприятиями легкой промышленности — это наш конкретный шаг для того, чтобы помочь предприятиям области. Безусловно, оценивая логистику, мы говорим о тех 400 оптовых организациях, которые завозят недостающий товар на территорию области. В принципе, количество этих предприятий растет, их оборот увеличивается, но есть серьезные проблемы, которые нам необходимо решать — это, прежде всего, дефицит современных складских площадей, который мешает нам развивать в дальнейшем розничные продажи, более эффективно организовать товаропроводящую сеть от производителя торгующей организации. Поэтому динамика позитивна с точки зрения количества предприятий, однако проблемой дефицита площадей необходимо заниматься.
— Каковы итоги розничного товарооборота?— Третье направление, которое мы оцениваем — это ритейл. Он складывается из макроэкономики в городе Екатеринбурге: зарплата, реальные доходы населения, рост промышленного объема производства порядка 16%. Это и есть составляющие платежеспособности территории. И не случайно в первом квартале рост товарооборота составил 8%. Это хороший показатель, потому что в России он достигает менее 2%. Мы добавили более ста предприятий торговли и общественного питания в городе Екатеринбурге. То есть, мы видим реальный позитив, с точки зрения развития розничной торговли.
Но есть и проблема, которую нам не удалось решить — это дефицит кадров массовых профессий. На рынке труда становится всё меньше предложений, которые могли бы взять для удовлетворения своих потребностей розничные продажи в городе Екатеринбурге.
Безусловно, это также проблема качества продовольственных товаров. Каждое третье сообщение от горожан поступает именно о качестве тех товаров, которые продаются сегодня в розничной сети.
— Как развивается в городе общественное питание?— Это сегмент, которые претерпел очень серьезные финансовые изменения за 2009-2010 год — они потеряли в объемах более 30%. Сегодня ситуация восстанавливается — идет прирост на уровне более 17%, добавляются новые предприятия.
При этом, нас не устраивает, прежде всего, качество услуг общественного питания. Не всегда это профессиональная работа персонала. Мы с этим работаем. Я приведу пример мониторинга, который проводит консульское учреждение г. Екатеринбурга. Мы просим их оценить качество работы общепита глазами иностранцев. Они это делают, оценивают, и мы с этими замечаниями работаем. Второе, это конечно, подготовка кадров для работы на предприятиях общественного питания. В Екатеринбурге 27 учебных заведений, которые готовят кадры для нашей сферы. Стоит учитывать и качество подготовки кадров самих сетевых структур общественного питания.
— По Вашему мнению, насколько сейчас насыщен рынок торговыми площадями? Можно ли говорить о том, что в каких-то сегментах существует избыток, а в каких-то — недостаток? Как будет город регулировать эту диспропорцию?— По площадям мы ставим для себя три задачи: во-первых, это реальная обеспеченность квадратными метрами. Хотелось бы напомнить, что у нас самая высокая обеспеченность сегодня в РФ — более 1000 кв.метров на 1000 жителей. Второе — это равномерное распределение торговых площадей. Нам не нужны просто площади — они должны быть максимально удобные для продажи товара и услуг нашим горожанам. Здесь в рамках стратегического проекта «Торговые узлы» (их более 70 в городе) мы как раз пытаемся максимально приблизить торговые площади к местам проживания и работы наших горожан.
И третья проблема. 2009-2010 года очень серьезно откорректировали ввод торговых площадей в пользу промышленной торговли. Причем, у нас есть определенное отставание именно в развитии продовольственных торговых площадей. Сейчас в рамках СП «Торговые узлы», в рамках развития отдаленных территорий, акцент по вводу торговых площадей мы делаем прежде всего в пользу продовольственной торговли. Что предполагается, что мы ожидаем по торговым площадям? Во-первых, с учетом того, что никаких крупных объектов в ближайшее время вводиться в городе не будет — они законсервированы ввиду финансовой нестабильности — мы ожидаем, что в третьем-четвертом квартале будет создаваться определенный дефицит торговых площадей. Второе — мы должны вводить не просто площади, а современные концептуально площади в Екатеринбурге: и в формате торговых центров, и в иных форматах.
— Известна проблема, что Уралмаш обделен торговыми центрами. Есть какие-то планы на этот счет?— Четыре района у нас сегодня имеют обеспеченность ниже городского уровня: это Орджоникидзевский район, Железнодорожный, Кировский и Чкаловский район. И сейчас мы делаем акцент — через аукционы, тендеры, согласно федеральному законодательству, которое определено по выделению землеотводов — максимально убрать эти тендеры из центральной и срединной зоны и проводить их именно в этих четырех районах. Что уже планируется в этих районах и что уже сделано? Так, стоит вспомнить сданное «Metro» в Орджоникидзевком районе, начало строительства в этом году «Castorama» на Шефской-Космонавтов, сдача в апреле-мае двух объектов сельхоз рынка в Орджоникидзевском районе — «Белка» и «Калинка». В апреле-мае начнется строительство «О`кей» на ул. Фронтовых Бригад. На Космонавтов открыт «Мегамарт». Это все Орджоникидзевский район. В принципе, за счет всех этих вводимых объектов, я не скажу, что Орджоникидзевский район выйдет на городские уровни, но, по крайней мере, процентов 20-30 он добавит.
Что касается Железнодорожного района, то это, конечно, прежде всего, незавершенная «Призма» около железнодорожного вокзала. Надеюсь, нам удастся ситуацию поменять и сдать этот объект.
В Чкаловском районе в апреле будет введен объект в Горном Щите. Он небольшой, но это уже определенный позитив.
Безусловно, понимая перегруженность центра транспортными потоками, торговыми площадями, мы делает акцент перераспределения в пользу этих четырех районов.
— Как в городе обстоит с магазинами «премиум»- сегмента? В ближайшее время планируется открытие целых торговых зон. Насколько они необходимы городу?— Без всякого сомнения, если они пережили 2009-2010 год, они имеют право на жизнь и будут дальше развиваться. Такие дорогие улицы есть в каждом субъекте — и мира, и РФ. Они, безусловно, определяют уровень и качество продаваемого товара, ценовой сегмент.
Что произошло за 2009-2020 год с этой целевой аудиторией? Она не ушла с рынка, она просто стала меньше закупать. Если раньше человек, относящийся к этой целевой аудитории, допустим, покупал пять костюмов в год, теперь он стал покупать три. Если раньше он позволял себе покупать ювелирное изделие три-четыре раза в год, теперь он стал покупать два. То есть, сократилась периодичность покупки. Но никто, по нашим данным, из этой целевой аудитории не ушел, и «премиум»-товар будет востребован в ближайший период времени. То, что делают сегодня в районе Тихвина «Форум-групп», безусловно, имеет право на жизнь, и в дальнейшем с увеличением доходов населения, платежеспособности спрос на такие магазины будет только увеличиваться. Понемногу, но будет.
— По данным статистики, в прошлом году граждане Екатеринбурга потратили на покупки в торговых сетях города значительно больше денег, чем, согласно данным налоговой службы, они заработали. Как такое у нас возможно?— Я не берусь отслеживать эти две цифры, это не мои функции. В качестве проблемы обозначим — единый социальный налог, введенный с начала 2011 года. Именно благодаря ему многие предприятия у нас начали снова уходить в тень. До 2008-2009 года, с учетом единого налога на вмененный доход, с учетом единого социального налога приемлемых ставок — бизнес стал в основном «белым». И вот эти налоги, непродуманные, снова загоняют бизнес в тень, в теневую экономику. Безусловно, фактор теневой экономики влияет на ту статистику, о которой сегодня говорится. Такая же статистика есть на небольших предприятиях. Это укрытый доход. С другой стороны, мы видим, что автомобиль американского или японского производства нужно ждать 6 или 7 месяцев. Сейчас есть такие факторы, как рост потребительского кредитования, автопроизводители создали специальные банковские структуры, которые кредитуют, стимулируют, мотивируют покупателя на покупку тех или иных машин. Сегодня восстановили потребительские кредитования многие сетевые бренды по торговле бытовой техникие. Конечно, это снова, как у нас было в 2007-2008 годах, стимулирует спрос и делает определенный разрыв между цифрами налоговой инспекцией и между реальными объемами продаж.
— В каких отраслях потребительского рынка городская администрация отмечает отставание и планирует мероприятия по их улучшению?— Во-первых, конечно, мы не восстановили полный объем продаж бытовой техники. Это дорогостоящая техника, и после 2009-2010 года изменилась покупательская лояльность ко всем дорогим товарам. Если я мог в 2008 году купить товар по импульсу — то есть, он мне нравится и я его куплю, то сейчас есть такое понимание «отложенный спрос». Я сходил в один магазин, посмотрел холодильник, но не купил. Я перешел во второй, приценился, и только в третьем магазине я купил этот холодильник. Измененная покупательская лояльность, повышенные требования наших жителей к качеству, цене и ассортименту — это фактор, который мы с вами заработали за 2009-2010год. Нас это, честно говоря, радует, потому что любое повышенное требование к торгующим организациям — это повышение их конкурентоспособности.
Мы не вышли на докризисный уровень продаж легковых автомобилей, хотя я напомню, что у нас самые высокие показатели обеспеченности автомобилями в России после Москвы. Если так пойдет, скоро догоним. Мы уже обогнали Санкт-Петербург. На 1000 жителей у нас приходится 325 автомобилей.
Мы сегодня не восстановили в полном объеме продажи стройматериалов, хотя миллион квадратных метров жилья и было сдано в 2010 году. Тем не менее, этот сектор должен реализовываться дальше.
Мы не восстановили объем продаж ювелирных изделий. Это деликатная тема, но тем не менее, на 2008 год мы не вышли.
Вообще, для нас отправная точка для восстановления бизнеса в городе — именно показатели 2008 года. Он был наиболее результативен для практических сил бизнеса и сферы потребительского рынка Екатеринбурга.
— Хочется поговорить о бренде Екатеринбурга. Насколько это важно для города? Насколько он нуждается в каких-то ярких брендовых технологиях?— Мы прекрасно понимаем, что есть город Нью-Йорк, в котором никакой бренд не нужен, потому что он и в Африке Нью-Йорк. Но, если мы претендуем быть членами равноправного мирового сообщества, о нас должны знать. Пока же он малоузнаваем. Я назову примеры устами иностранцев, как они воспринимают историю города Екатеринбурга. Это город, где очень много дымящихся труб, где очень большой криминал и где расстреляли царя. И мы как городская власть, бизнес-сообщество должны принципиально менять имидж города Екатеринбурга. И именно наша политика, нашего бизнес-сообщества и городской власти, направлена сегодня на определенный ребрендинг. То есть уход от старой истории, которая нас не красит, и переход к новому Екатеринбургу, многофункциональному, городу, который входит в мировое сообщество и располагает необходимой инфраструктурой для своей жизни и приема гостей.
Поэтому, здесь определены несколько этапов. Во-первых, мы сформулировали порядка 6-7 фокус-групп, которые объединяют, к примеру, работников культуры, работников гостиниц, деловых центров и так далее. И через эти фокус-группы, вместе со «Столицей Урала», которая сегодня целенаправленно этим занимается, мы пытаемся понять мнение горожан к настоящему и будущему слогану, бренду Екатеринбурга. Каким они видят его? Каким должен быть город? Какой слоган должен быть характерен для нашего города? Конечно, нам бы хотелось, чтобы город Екатеринбург был также желаем, как город Нью-Йорк, но для этого требуется очень системная большая и объемная работа. И это не завышенные оценки.
Поэтому, кроме фокус-групп, мы ежегодно планируем порядка 16-18 выездных выставочных мероприятий. Это Мюнхен, это Чехия, Италия и ряд других городов, в которые мы выезжаем стендом городской администрации вместе с бизнес-сообществом, для того, чтобы продвигать не только конкретные проекты, а имя города в целом, повысить фактор его узнаваемости.
Кроме того, сейчас в стадии подписания постановление о конкурсе на лучший слоган города Екатеринбурга. Поэтому, именно понимание всех: городской власти, профессионального и бизнес-сообщества, блоггеров — это тот коллективный труд, который должен сформировать новое лицо и новый бренд нашего города.