ВУЗ-банк против культурного ландшафта: борьба на выживание
Екатеринбург может лишиться одной из характерных деталей своего урбанистического облика. Ставшие уже привычными гигантские видеоэкраны, установленные на наиболее оживленных перекрестках города, могут быть демонтированы. С таким требованием выступает ОАО «ВУЗ-банк» (актив ОАО «Пробизнесбанк», входит в группу «Лайф»).
«Демонтажу подлежат 8 экранов, которые были оформлены в качестве залога по кредиту клиента банка и на которые наложен арест Арбитражным судом Свердловской области. Экраны расположены в следующих местах города: Автовокзал (ул. Щорса), Железнодорожный вокзал (ул. Челюскинцев), Цирк (8 марта), Центр (Малышева, Ленина, Восточная), Уралмаш (пр-т Космонавтов), Ботаника (ул. Шварца). Такие меры ВУЗ-банк вынужден принять для того, чтобы исключить риск вывода имущества недобросовестным заемщиком и его поручителем», — сообщается на официальном сайте ВУЗ-банка.
Финансовая организация является кредитором собственников рекламных видеоэкранов — ЗАО «Геоинвест», ООО «Компания «Атолл» и ООО «АТВ-Балтика». Согласно материалам областного арбитража, эти компании получили в банке заем, залогом по которому и стали гигантские щиты. Сейчас банк в судебном порядке требует возвращения кредитов или фактического уничтожения этих конструкций.
Если требования ВУЗ-банка будут выполнены, в Екатеринбурге будет создан определенный прецедент: из-за экономических проблем и по требованию банкиров уничтожению подвергнется один из культурно значимых элементов городского пространства.
Конечно, видеоэкраны сложно сравнить с архитектурными памятниками старины. Но необходимо признать, что за последние годы они стали неотъемлемой частью городского пейзажа, вписались в урбанистический ландшафт и стали одним из формирующих его элементов. Более того, можно констатировать, что благодаря участию в различного рода мероприятиях, таких как фестиваль короткометражных фильмов, они гармонично инкорпорировались и в культурное пространство Екатеринбурга.
Теперь их существование оказалось под угрозой.
Следует отметить, что позиция кредиторов, требующих уничтожить щиты, вызывает определенное непонимание как у наблюдателей, так и у участников рекламного рынка. Представители компании «Игрек-Синема», занимающейся коммерческой эксплуатацией щитов, полагают, что ВУЗ-банк буквально пытается убить курицу, несущую золотые яйца.
«Компания «Атолл», являющаяся собственником этих экранов, задолжала огромную сумму денег. Сейчас банк через суд взыскивает задолженность, изымает заложенную собственность. Но никакого экономического смысла в демонтаже рекламных щитов просто нет. Данный проект более выгоден «живой», чем «мертвый». Только демонтаж восьми экранов будет стоить порядка 2,5 млн. руб., а монтировать их обратно — еще столько же», — сообщила УрБК директор ООО «Игрек-Синема» Алена Дудина.
Будущее видеоэкранов остается неопределенным. На последнее заседание арбитражного суда по делу о взыскании задолженности собственники рекламных конструкций просто не явились. Как отмечают эксперты в области наружной рекламы, все указанные компании на данный момент находятся в тяжелом экономическом положении и фактически не ведут никакой коммерческой деятельности. Не исключено, что уже в ближайшее время суд признает правоту банка и передаст ему залоговое имущество. В этом случае по воле банкиров Екатеринбург фактически может лишиться привычного элемента культурного ландшафта.
Впрочем, нельзя исключать и того, что заявления ВУЗ-банка о неизбежном демонтаже рекламных видеощитов — не более чем попытка оказания психологического давления на собственников, ведь экономический эффект от подобного действия совершенно неочевиден. В самом деле, демонтаж экранов только вовлечет банк в громкий скандал. В результате дорогостоящей операции по разбору конструкций ВУЗ-банк окажется собственником высокотехнологичного металлолома, который вряд ли можно будет использовать для извлечения прибыли или хотя бы покрытия убытков кредитной организации.
Видимо, на подобные крайние меры банк идет для того, чтобы вынудить должников вернуть кредит. Можно предположить, что получение щитов в качестве залога по кредиту не входит в истинные планы финансовой организации.
В самом деле, даже если предположить, что видеощиты достанутся банку значительно дешевле их реальной стоимости, это имущество все равно останется для группы «Лайф» непрофильным и низколиквидным активом. Быстро и с выгодой реализовать подобное эксклюзивное имущество в нынешней ситуации представляется небанальной задачей. Товар этот является настолько специфическим, что заинтересоваться его приобретением может очень небольшое количество участников рекламного рынка. Как показывает сложившееся положение в этом секторе, вряд ли желающих купить экраны будет много.
Конечно, банк может пойти по пути создания непрофильного бизнеса и попытаться эксплуатировать рекламные конструкции самостоятельно. Правда, следует отметить, что при этом ему придется решать целый ряд совершенно новых для себя проблем: от выстраивания маркетинговой стратегии до урегулирования вопросов с арендой земли, на которой установлены видеоэкраны. Учитывая, что предыдущий собственник экранов находится в тяжелом финансовом положении, сложно предположить, что этот бизнес является высокоприбыльным.
Впрочем, нельзя исключать и того, что щиты будут использоваться банком по прямому назначению — в качестве рекламной площадки для собственных продуктов и услуг. Но превращение видеоэкранов в круглосуточную рекламу группы «Лайф» вряд ли позволит окупить уже существующие затраты банка.