Проблемы моногородов: исторический опыт и поиски решения в условиях кризиса
Кризисные явления в экономике стали причиной резкого ухудшения положения моноструктурных городов, жизнеспособность которых зависит от стабильного функционирования одного-двух предприятий. По официальным данным, в России сегодня насчитывается около 460 таких муниципалитетов.
Сегодня очевидно, что собственники градообразующих предприятий не в силах противодействовать кризисным экономическим явлениям самостоятельно, и страдающие от кризиса более других моногорода нуждаются в поддержке со стороны власти.
Так, правительство России приняло решение о создании специальной рабочей группы по вопросам нормализации социально-экономической ситуации в моноструктурных городах.
«На федеральном уровне мы приняли решение образовать специальную рабочую группу по вопросам моногородов», — цитирует заявление, сделанное председателем Правительства РФ Владимиром Путиным в ходе заседания правительственной комиссии по вопросам регионального развития, РИА «Новости».
В ближайшее время будет разработан план действий по нормализации социально-экономического положения в таких населенных пунктах, координировать эту работу будет Министерство регионального развития РФ.
При этом органами государственной власти подчеркивается приоритетная необходимость принятия мер по восстановлению социальной стабильности населения моногородов.
«Наша главная задача — структурные преобразования в промышленности. Мы просто не имеем права и возможности сохранить то, что имеем сейчас, поскольку это тогда перейдет в хроническую форму болезни. Многие моногорода или градообразующие предприятия в какой-то мере — атавизм в развитии, беда или проблема, которая тянется за нами со старых времен. При этом социальная проблема в них подчас более значима, чем восстановление бизнеса и эффективной экономики», — заявил в ходе последнего визита на промышленные предприятия Екатеринбурга министр промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Христенко.
В УрФО на региональном уровне остро стоит вопрос необходимости вывода из экономически и социально кризисного положения городов с моноструктурной экономикой. Только в Свердловской области таких населенных пунктов насчитывается более трех десятков.
Накануне полномочный представитель Президента РФ в Уральском федеральном округе Николай Винниченко провел рабочую встречу с членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Уральского федерального округа, в ходе которой был поднят вопрос о городах с моноструктурной экономикой, расположенных на территории федерального округа.
Напомним, 26 февраля 2009 г. в УрФО при участии Н.Винниченко было подписано трехстороннее соглашение между органами власти, профсоюзами и работодателями.
По словам полномочного представителя Президента РФ в УрФО, благодаря подписанному соглашению был получен эффективный инструмент для согласования позиций и совместной антикризисной работы.
Напомним, на территории ряда российских регионов несколько лет подобное соглашение работало эффективно. 14 февраля 2001 г. управляющая компания «СУАЛ-Холдинг», предприятия Группы СУАЛ, а также главы муниципальных образований, на территории которых были расположены предприятия, подписали соглашение о социально-экономическом партнерстве.
Соглашение было подписано в Каменске-Уральском Свердловской области, на территории которого расположено крупное предприятие холдинга — ОАО «Уральский алюминиевый завод». Для реализации соглашения и организации текущей работы был образован Координационный совет по социальному партнерству.
Соглашение было подписано с целью создания качественно новой модели сотрудничества градообразующих предприятий и муниципальных властей, основанной на социально-экономическом партнерстве, комплексном подходе к решению общих задач и взаимной выгоде.
Подписанный в Каменске-Уральском документ закреплял задачи достижения максимальной эффективности использования налоговых и неналоговых выплат предприятий регионам, совершенствования системы межбюджетных отношений, создания инструментов увеличения и укрепления доходной базы муниципалитетов.
В рамках соглашения реализовывались совместные программы, направленные на повышение эффективности муниципального управления, жилищно-коммунального хозяйства, укрепление материальной базы и социальной сферы территорий присутствия предприятий Группы СУАЛ, а также способствующие развитию малого предпринимательства.