«Ведомости» и Глеб Столяров, Елена Виноградова: «Врезались в дно»
Май не оправдал надежд на стабилизацию российского автомобильного рынка. Но эксперты надеются, что теперь дно достигнуто
В мае в России продано 119 376 новых легковых и легких коммерческих автомобилей, сообщила Ассоциация европейского бизнеса, — на 58% меньше, чем в мае прошлого года. За первые пять месяцев 2009 г. продажи составили 645 162 штуки, на 47% меньше, чем за первые пять месяцев 2008 г. Темпы падения растут: за четыре месяца рынок упал на 44%, за апрель — на 53%.
В феврале — апреле в России продавалось в месяц в среднем по 135 000 машин, в мае — на 16 375 меньше (-12,05%), это совсем ненамного лучше, чем в провальном январе: 116 899 штук.
Падения продаж в мае избежали только два бренда: Hummer (+111%, 129 штук) и Citroen (+44%, 1317). Лидер рынка — «АвтоВАЗ» (доля 23,6%) — продал на 54% меньше машин, чем в мае-2008: 28 163 штуки (на 17,5% меньше, чем в апреле). Сильнее всего в первой двадцатке брендов упали продажи (май-2009 к маю-2008) у Hyundai и Mitsubishi (-77%), а также Honda (-71%). Даже успешный Volkswagen, нарастивший продажи за пять месяцев на 17%, в мае все-таки потерял 10%.
Хуже идут продажи у производителей и импортеров, переходящих на 2009 год выпуска, — машины подорожали из-за девальвации рубля и повышения таможенных пошлин, объяснил Найджел Брэкенбери, президент Ford в России (-69% к маю прошлого года). Действие весенних скидок, введенных, чтобы распродать стоки, в мае закончилось, подтверждает эту мысль представитель Toyota Татьяна Русакова, что и привело к снижению спроса. В июне майские тенденции сохранятся, предсказывает Брэкенбери, а за год будет продано около 1,4 млн машин (на 52% меньше, чем в 2008 г.).
Вчера «Автостат» сообщил, что рынок Германии, где действует премия за утилизацию любого автомобиля, вырос в мае на 39,7%. Российское правительство субсидирует две трети ставки рефинансирования по кредитам только на выпущенные в России машины ценой до 350 000 руб. Большая часть крупных импортеров автомобилей продолжает оценивать действия российских властей по поддержке автомобильной отрасли как недостаточные, говорит Брэкенбери, и все считают необходимым увеличить или вовсе снять ценовой лимит в 350 000 руб. и допустить к программе льготного кредитования как можно больше банков. Бывший президент российской «Тойота мотор» Томоаки Ниситани (ушел в отставку 4 июня) сообщил, что Toyota просит правительство распространить льготную программу кредитования на все автомобили местного производства.
«Возможно, мы приближаемся к дну кризиса», — говорит Брэкенбери. Совладелец Genser Игорь Пономарев тоже на это надеется: «Главный вопрос — дно ли это и как долго нам по этому дну идти». Рынок достиг настоящих кризисных показателей, полагает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова: иллюзии, связанные со скидками, прошли, так что продажи в ближайшее время останутся на уровне 120 000 автомобилей в месяц с небольшими сезонными колебаниями. Небольшой рост ждет рынок уже в июле, возражает Пономарев.
Сахнова обещает, что к концу года спрос перераспределится в пользу дешевых автомобилей и автомобилей российской сборки. Первые признаки уже есть: Renault Logan в мае продано на 17,9% больше, чем в апреле, Chevrolet Lanos — на 8,7%, Chevrolet Niva — на 25,5%. Брэкенбери говорит, что Ford увеличил долю машин российского производства в продажах с 50% в 2008 г. до 80% в 2009 г.