«Аргументы и факты» и Алексей Смирнов: «Кто защитит старый Екатеринбург?
За дом Ярутина заступились... питерцы
С момента незаконного сноса дома землемера Ярутина в Екатеринбурге (см. «АиФ-Урал» №19) прошел ровно месяц. Однако свердловские силовики до сих пор не нашли истинного виновника преступления.
«Прославились» на всю страну
Несмотря на то что по поводу сноса в прокуратуре уже завели уголовное дело (по ст. 243 УК РФ «Уничтожение памятников истории и культуры»), а непосредственные разрушители памятника (строители-таджики) задержаны, свердловские правоохранители до сих пор не смогли отыскать «заказчика». Еще две недели назад они пообещали назвать его имя в конце мая. Но время прошло, а воз и ныне там.
Напомним, что с самого начала подозрения пали на строителей бизнес-центра «Антей». Ряд областных депутатов в кулуарах прямо утверждали, что в сносе дома повинен его директор Андрей Гавриловский. Что вполне объяснимо: несколько лет назад при его «участии» был разрушен особняк Фальковс-кого, который не восстановлен до сих пор. Однако сам господин Гавриловский «открестился» от каких-либо обвинений в свой адрес. На специально организованной пресс-конференции он клялся и божился, что не имеет к «ярутинекой трагедии» никакого отношения. Дескать, памятник находился за забором стройки и никакого интереса для «Антея» не представлял.
Между тем разрушение дома Ярутина вызвало резонанс не только в Екатеринбурге, но и в других городах страны, в частности в Северной столице России. Да не покажется странным, но на днях
сразу четыре правозащитных организации из Санкт-Петербурга приняли горячее участие в защите уральского памятника. Активисты движения «Живой город», петербургского отделения ВООПИК, группы ЭРА и группы спасения Петербурга обратились к высоким чиновникам, протестуя против уничтожения особняка на улице Белинского. Они направили ноту протеста министру культуры РФ и главе соответствующего ведомства уральского мегаполиса в связи с «незаконным сносом памятника архитектуры XIX века». Представитель «Живого города» Вадим Колтышев рассказал, что о сносе ярутин-ского особняка они узнали из федеральных СМИ:
— У нас в Питере та же беда, что и в Екатеринбурге. За последние пять лет снесли 80 зданий, которые по закону необходимо было реставрировать. Но такого, чтобы ночью, тайком, разрушили целый дом, охраняемый государством, у нас никогда не было...
«Прости нас, город...»
Акция петербуржцев, по мысли ее инициаторов, носит абсолютно бескорыстный характер. Вместе с тем защитники Северной столицы рассчитывают, что и екатерин-б у р ж ц ы выступят с ними единым фронтом, включившись в процесс спасения старинных зданий петербургского центра. Одна беда: у нас в городе прак-тически отсутствуют общественные организации, которые бы занимались подобной проблемой.
Министерство культуры и областной центр по охране памятников реагируют на проявления вандализма уже «постфактум». Памятники исчезают, и как только шумиха в СМИ сходит на нет, на месте разрушенных домиков вырастают торгово-развлекательные небоскребы.
Так, фактически единственной акцией протеста в столице Урала по поводу сноса дома Ярутина стала панихида, организованная лидером группы «Чайф» Владимиром Шахриным. В ней приняли участие около 300 человек. Они разложили на месте сноса траурные венки, расставили свечи, а на заборе, который отгораживает место сноса от строительной площадки «Антея», написали: «Прости нас, любимый город».
Владимир Шахрин:
— Я, конечно, не знал Ярутина (горный землемер скончался в 1903 году. — Авт.), но его дом помню с детства. И меня возмущает то, что происходит. Памятники — это историческое лицо Екатеринбурга, и с ними нельзя так обращаться. У нас из года в год незаконно сносят историю, но за это никого никогда не наказывают...
Действительно, по данным областного минкульта, на Урале ежегодно уходят из жизни пять-шесть историко-культурных объектов. И если так пойдет дальше, Екатеринбург прославится на всю страну не только как родина первого Президента России и место гибели последнего царя, но и как город, где ни в грош не ставят свою историческую память.