«Коммерсантъ» и Сергей Антонов: «UTair пролетел мимо «Салехарда»
Авиакомпании отказали в обслуживании рейса из ямальского аэропорта
Не успев наладить регулярное авиасообщение из Салехарда, UTair столкнулась с новой проблемой — ОАО «Аэропорт Салехарда» уведомил авиакомпанию о прекращении обслуживания ее самолета сроком в четыре месяца в связи с ремонтом перрона и мест стоянки самолетов. В UTair это расценили как лоббирование интересов базового перевозчика — региональной авиакомпании «Ямал». В «Салехарде» настаивают, что предвзятого отношения к новому игроку нет: отказ в обслуживании временный и связан исключительно с ремонтом.
Экспансию на ямальский рынок авиаперевозок UTair (Сургут, ХМАО) начала в январе нынешнего года: компания направила заявки на выделение слотов Салехард-Новый Уренгой-Салехард, Салехард-Екатеринбург-Салехард, Салехард-Москва-Салехард и Тюмень-Ноябрьск-Салехард. Но ямальский аэропорт — ОАО «Аэропорт Салехард» — сургутскому авиатору в слотах отказал. Решить проблему удалось только после того, как в ситуацию вмешалось региональное УФАС. С марта сургутская авиакомпания начала полеты по маршруту Тюмень-Ноябрьск-Салехард.
Но проработав месяц, UTair столкнулась с новым препятствием. Как рассказал «Ъ» начальник службы по связям с общественностью UTair Юрий Мушихин, 24 апреля компания получила письмо от руководства аэропорта «Салехард», в котором говорилось о приостановлении обслуживания самолетов авиакомпании с 15 мая. «В письме нам объяснили, что не могут продолжить обслуживание нашего рейса по техническим причинам, в том числе и из-за того, что в весенне-летний период будут продолжены работы по реконструкции перрона и мест стоянки аэропорта», — рассказал господин Мушихин. Хотя конкретные сроки в письме не указаны, заместитель генерального директора аэропорта Владимир Клементьев говорит, что работы продлятся до 15 сентября. «У нас уже проданы билеты на этот рейс до первой декады июня (по маршруту Тюмень-Салехард-Ноябрьск ежедневно летает ATR-42 вместимостью 50 человек — «Ъ»)», — отметил господин Мушихин. По его словам, UTair обратилась в УФАС по ЯНАО, которое уже возбудило административное дело по признакам нарушения закона о конкуренции. «Мы убеждены, что аэропорт действует в интересах своего базового перевозчика — ОАО «АТК Ямал»», — подчеркнул представитель сургутской авиакомпании.
Представители «Салехарда» выводы UTair считают надуманными. По словам заместителя гендиректора ОАО «Аэропорт Салехард» Владимира Клементьева, приостановка полетов сургутской авиакомпании — вынужденная мера. «С 15 мая мы начнем ремонт перрона и стояночных мест. В связи с этим мы технически не сможем обслужить все авиакомпании (помимо «Ямала» полеты из «Салехарда» осуществляют «Уральские авиалинии» и «Новосибирск-авиа» — «Ъ»). У нас просто не будет свободных мест», — пояснил «Ъ» господин Клементьев. При этом он уточнил, что в подобной ситуации согласно федеральным авиационным правилам, регламентирующим организацию полетов, аэропорт вправе отказать в обслуживании той компании, которая последней получила слоты. Ей оказалась UTair, рейсы остальных авиакомпаний остаются без изменений. Не соглашается с позицией представителей сургутского перевозчика и генеральный директор «Ямала» Василий Крюк: «Нам не жалко, пусть летают, встают рядом с нами на рейсы. Только UTair фактически не работает по полученным слотам. Она использует только один — Тюмень-Ноябрьск-Салехард. Это и понятно — все остальные рейсы в настоящее время убыточны из-за невысокой загрузки. Например, на московском направлении падение с начала года составило 50%, и мы вынуждены были сократить количество рейсов», — считает господин Крюк. По его словам, самое востребованное сейчас направление — Тюмень-Ноябрьск-Салехард, загрузка на котором достигает 80%. Как отметил господин Крюк, этот рейс относится к внутрирегиональным перевозкам и, согласно программе «Содружество», утвержденной главами ЯНАО, ХМАО и Тюменской области, дотируется из региональных бюджетов. «Согласно договору дотации получают авиакомпании, которые связывают Тюмень с крупными городами автономных округов: UTair получает в основном за города ХМАО, мы — за Ямал, компенсируется около 30% разницы между утвержденным тарифом и экономически обоснованным (к примеру, по направлению Тюмень-Салехард экономически обоснованный тариф оценивается в 10 тыс. рублей в одну сторону — «Ъ»)», — пояснил господин Крюк.
Возможность отменить решение «Салехарда» у UTair есть, считают отраслевые аналитики. По словам руководителя аналитического департамента «Ингосстрах-инвестиции» Евгения Шаго, сложившаяся практика показывает, что в большинстве случаев при подобных спорах суды и контролирующие органы встают на сторону авиаперевозчика, но на это требуется время. Поэтому в любом случае для UTair вынужденный простой приведет к убыткам. Исходя из данных по загрузке самолета и тарифам (10300 руб.), при общей рентабельности UTair в 3, 3% размер недополученной прибыли составит порядка 400 тыс. рублей в месяц.