Экологическая безопасность: итоги и перспективы
На вопросы аналитического бюллетеня «VIP-консультант» ответила прокурор Свердловской природоохранной прокуратуры Лариса Ларина.
— Лариса Вячеславовна, каковы итоги работы Свердловской природоохранной прокуратуры за 2008 год? Какова структура нарушений?
— Экологическая сфера инертна, и, как правило, нарушения природоохранного законодательства имеют достаточно длительный срок, многие проблемы копятся годами, значительная часть нарушений повторяется. Тем не менее ежегодно прокуратурой выявляется все больше и больше нарушений, что скорее говорит об активизации работы правоохранительных органов, а не об ухудшении криминогенной ситуации.
В целом по Свердловской области в сфере охраны природы за 2008 год выявлено 3 596 нарушений (в 2007 году — 3 137). 1/7 часть из них (475 нарушений) обнаружены нашим подразделением. По Свердловской природоохранной прокуратуре количество актов реагирования, а соответственно, и количество выявленных нарушений по разным направлениям возросло от 17 до 50%. Число привлеченных к административной ответственности по нашим постановлениям увеличилось в 2008 году на 20%.
Отмечу, один из основных принципов природопользования — это платность; к сожалению, он не всегда соблюдается. Только за прошлый год на территории действия Свердловской природоохранной прокуратуры мерами прокурорского реагирования было взыскано в доход бюджетов разных уровней платежей за негативное воздействие на окружающую среду свыше 600 тыс. рублей. В настоящее время в судебном производстве находится иск, где сумма взысканий за негативное воздействие составляет более 13 млн. рублей. Тем не менее я полагаю, что использования лишь штрафов недостаточно, должен быть комплексный государственный подход.
В настоящее время у нас не действуют правовые механизмы, которые бы поощряли предприятие соблюдать природоохранное законодательство.
Если же говорить о тех нарушениях, которые наиболее распространены, то для нашей, Свердловской области наиболее актуальной является проблема обращения с отходами.
— Как сегодня обстоит ситуация с переработкой отходов? Вообще, в какой степени эта проблема характерна для нашего региона в сравнении с ситуацией в целом по России?
— К сожалению, у нас отсутствует поощрение предприятий, которые занимаются переработкой мусора, и это проблема не только нашей области, а общероссийская; города переполнены отходами, те полигоны, которые существуют, не отвечают имеющимся требованиям законодательства. Во-первых, нередко при проведении проверок выясняется, что земельные участки под полигоны оформлены ненадлежащим образом. Во-вторых, сами полигоны эксплуатируются с нарушением установленных норм. Так, в этом году в результате проведенных проверок на территории Режа было обнаружено пять предприятий, осуществляющих деятельность по сбору и утилизации отходов без наличия лицензии. У прокуратуры имеются претензии и к работе администрации города, которая этому вопросу уделяла недостаточно внимания, возможно, новый мэр будет осуществлять работу по-другому.
— Какова в Свердловской области ситуация с полигонами, в каком они состоянии?
— Ситуация плачевна. В прошлом году в Среднеуральске мы были вынуждены выступить с требованием прекратить эксплуатацию там одного из полигонов твердых бытовых отходов. В Екатеринбурге переполнен Широкореченский полигон. Тем не менее в настоящее время разработан план реконструкции данного полигона, и что-то уже сделано, но кардинально эту ситуацию решить пока не получается.
— Если говорить о загрязнении атмосферного воздуха, в каких территориях ситуация более неблагоприятная? Что делается для улучшения?
— По сведениям уральской гидрометеослужбы, наиболее загрязненными являются Екатеринбург, Каменск-Уральский, Верхняя Пышма и Первоуральск. Одним из путей решения данной проблемы является обеспечение предприятиями, в том числе металлургического комплекса, требований по организации санитарно-защитных зон, где согласно законодательству недопустима жилая застройка. Такие мероприятия были проведены в прошлом году. Ряд предприятий области: ОАО «Среднеуральский металлургический завод», ЗАО «Режникель», завод РТИ — в судебном порядке были принуждены заняться этой проблемой. На них возложена обязанность разработки проектов санитарно-защитных зон.
Отмечу, с одной стороны, определение санитарно-защитной зоны должно позволить провести мероприятия по отселению граждан, а с другой стороны — инициирует предприятия к внутренней модернизации производств.
— Какова ситуация с лесным хозяйством?
— В настоящее время общая ситуация с несанкционированной вырубкой лесов у нас спокойней, чем в целом по России. В 2008 году было выявлено 95 нарушений лесоохранного законодательства, в результате исковой работы был возмещен ущерб свыше 1,5 млн. рублей, 14 лиц привлечено к административной ответственности. В зоне деятельности Свердловской природоохранной прокуратуры незаконные порубки занимают 46% от всех выявляемых преступлений экологической направленности, еще 28% приходится на уничтожение леса в результате неосторожного обращения с огнем. Этой проблеме уделяется серьезное внимание, как раз сейчас органами прокуратуры проводится масштабная проверка соблюдения лесного законодательства.
Если же говорить о браконьерстве, то оно также не приобрело каких-то колоссальных масштабов. По животному миру в 2008 году выявлено 59 нарушений, направлено 29 исков в суды на сумму 50 тыс. рублей.
На сегодня наиболее проблемными участками, где в последнее время выявлены множественные факты незаконной охоты, являются Богданович и Полевской. В Богдановичском районе располагается заказник, где в большом количестве разводится косуля, а в Полевском — территория миграции лося. На этих территориях правоохранительными органами ведется усиленное противодействие браконьерству.
— Какая из территорий является наиболее проблемной с точки зрения экологической ситуации и где наибольшее количество нарушений природоохранного законодательства?
— Значительная часть проблем приходится на Екатеринбург как центр области. Здесь достаточно сложная ситуация и с воздухом, и с отходами, и с питьевой водой. Тем не менее в число проблемных территорий входят все крупные муниципальные образования, такие как Первоуральск, Каменск-Уральский. У Екатеринбурга в этом плане, пожалуй, было самое невыгодное положение, так как до недавнего времени нормативы благоустройства в нем, наравне с другими городами области, составляли 125,9 рубля на одного человека.
В настоящее время этот норматив по Свердловской области увеличен до 211 рублей, а для крупных городов предусмотрены коэффициенты. Например, для Екатеринбурга он составляет 1,54. В связи с проведением в 2009 году в столице Урала саммита ШОС предусмотрен дополнительный коэффициент на благоустройство 2,427. В общей сложности финансирование мероприятий по благоустройству города Екатеринбурга в 2009 году против 2008-го увеличено почти в три раза.
— В заключение нашего разговора расскажите, пожалуйста, о первых итогах деятельности Свердловской природоохранной прокуратуры в 2009 году. Сказался ли уже кризис на соблюдении предприятиями экологического законодательства?
— На сегодняшний день у нас уже выявлено 64 нарушения, предъявлено 23 иска (заявления) в суды общей юрисдикции и арбитраж. Появилось много заявлений о понуждении к выполнению определенных действий. Безусловно, сказывается здесь и экономический кризис. В прошлом году было проще заниматься проблемами экологии, потому что многие предприятия чувствовали себя экономически здоровыми и имели реальную финансовую возможность заниматься этой сферой. На сегодняшний день часть из них, особенно в секторе металлургической промышленности, находятся на грани выживания, их основная цель — сохранить рабочие места и выплачивать людям зарплату. В этих условиях наша задача — сохранить внимание предприятий к вопросу экологии и не допустить отвода этой проблемы на последний план. Природа не прощает варварского отношения к себе, а кризис через определенное время закончится.