Правительство Свердловской области: Основными причинами сдерживания развития кооперации являются высокая стоимость продукции и ее низкое качество
В Екатеринбурге сегодня прошла конференция «Задачи, направления и перспективы развития производственной кооперации на территории Свердловской области на 2009—2010 годы и на период до 2020 года». В ходе нее представители различных министерств и ведомств правительства Свердловской области фактически признали, что в регионе еще не сформированы объективные предпосылки для создания действенной системы внутриобластной кооперации.
Напомним, распоряжение о разработке проекта Программы развития производственной кооперации на 2009—2020 годы 16 января 2009 года приняло само правительство. Целью работы названо «максимальное использование экономического потенциала Свердловской области».Тем не менее в самом кабинете министров признают, что при сегодняшнем уровне развития производства в области говорить о какой-либо кооперации региональных предприятий не придется еще долго.
По оценке председателя правительства Свердловской области Виктора Кокшарова, в среднем по всем отраслям промышленности доля кооперационных поставок в Свердловской области в настоящий момент составляет около 25%. Причины этого специалисты видят в продукции самих предприятий.
«Основными причинами сдерживания развития кооперации на территории Свердловской области являются высокая стоимость продукции, производимой на предприятиях, при, так скажем, недостаточном ее качестве. Кроме того, в области наблюдается дефицит информации о возможностях производителей, а также отсутствие грамотного маркетинга и схем продвижения продукции у предприятий Свердловской области», — заявил заместитель министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области Николай Смирнов.
«Для всех обрабатывающих отраслей промышленности Свердловской области характерны общие проблемы, негативно влияющие на развитие внутриобластных кооперационных связей. Главная из них — низкая конкурентоспособность продукции по ценовым и качественным показателям», — добавил заместитель министра промышленности и науки Юрий Зибарев.
Ю.Зибарев привел конкретный пример ситуации такого рода.
«Более 50% потребности ОАО «НТМК» в прокатных валках в 2007—2008 годах было обеспечено поставками из Украины. При анализе было выявлено, что поставка из Украины одного валка обходится в среднем на 60 тыс. руб. дешевле, чем поставка валков ОАО «Кушвинский завод прокатных валков», который находится в районе 60 км от Нижнего Тагила», — заявил чиновник.
Напомним, ранее проект Программы был подвергнут критике со стороны промышленников.
Многие из них заявили, что создание такой системы, как кооперация, невозможно в принципе, в какой-то степени она может быть реализована лишь в холдинговых компаниях. Попытки предприятий работать в кооперации в большинстве случаев не дали положительных результатов.
«В России не может быть 100%-ной кооперации, основная причина здесь — потеря контроля за качеством. Мы пытались работать по системе кооперации с оборонными предприятиями Свердловской области, закупая у них необходимые нам в производстве формы для литья. К сожалению, ни одно предприятие не смогло обеспечить нам должного уровня качества, кроме того, поставки осуществлялись с огромными задержками. В результате нам пришлось установить на заводе собственное оборудование и изготавливать формы своими силами», — заявил в ходе круглого стола «Развитие производственной кооперации на территории Свердловской области как очевидная антикризисная мера» генеральный директор ОАО «Свердловский завод трансформаторного тока» Алексей Бегунов.
«Кооперация — это антипод конкуренции. В настоящее время ее удалось реализовать более или менее успешно лишь в холдинговых структурах. На части предприятий некоторые вспомогательные службы удалось вывести на аутсорсинг», — сообщил директор Института экономики и управления РГППУ, д.э.н., профессор Александр Мокроносов.
Как заявляют специалисты-практики, система, предлагаемая правительством как один из способов поддержки регионального товаропроизводителя в пору финансово-экономического кризиса, является далеко не новой и имеет ряд существенных недостатков, среди которых — сложность процесса ценообразования конечного продукта и координации действий компаний, входящих в кооперацию.
«Кооперация в российских реалиях — это процесс очень сложный, в большинстве случаев вообще неосуществимый. Определенное время назад мы сами проводили работу по развитию кооперации в Екатеринбурге и Свердловской области и в результате уже работаем сейчас по данной системе с двумя предприятиями. Увы, на налаживание нормального взаимодействия и притирание друг к другу ушло около года», — отметил генеральный директор ООО «Росэнерготранс» Алексей Кишко.
В условиях же финансового кризиса эксперты отмечают, что более эффективно загружать собственные мощности, а не отдавать заказы другим компаниям. «Отмечу также, что кооперация на сегодняшний день неактуальна еще и потому, что в условиях кризиса необходимо максимально загружать собственные производства и собственных работников. Я не вижу нужды отдавать кому-то заказ, если его можно сделать самостоятельно», — отметил А. Бегунов.
Для части же отраслей кооперация в силу их специфики просто неактуальна.
«Фармацевтическая промышленность Свердловской области полностью «посажена» на импортные субстанции и на импортное сырье. Для нас задача номер один — восстановление производства субстанций на территории Свердловской области, на базе города Ирбит, где есть подготовленные кадры. Мы в нашей отрасли говорим не о развитии кооперации с точки зрения укрепления производственных связей, а о восстановлении тех предприятий, которые позволят нам налаживать производство», — заявил в ходе сегодняшней конференции президент Ассоциации производителей медицинской техники Свердловской области «Уралмедпром» Александр Петров.