«Уральский рабочий» и Елена Мационг: «Маршрутки вне закона»
Сегодня ровно неделя, как цена проезда в них должна быть снижена в два раза
Впрочем, ликовать пассажирам пока не приходится. Конфликт, завязавшийся между перевозчиками и местной РЭК (Региональной энергетической комиссией) в конце прошлой недели, похоже, только набирает обороты.
Напомню, исходя из новых правил Минтранса, с 18 марта на всей территории России отменяется такое понятие, как «маршрутное такси», с главным вытекающим из этого следствием. Маршрутки, лишившись своего имени, с ходу приравниваются ко всем прочим видам общественного транспорта. А это значит, что и цена в них уже с утра 18 марта должна была быть не больше той, что утверждена для трамваев, автобусов и метро, — в среднем 10 рублей.
По крайней мере именно этой логики придерживается глава РЭК Николай Подкопай, заявивший накануне, что свободные тарифы для бывших маршруток отныне отменяются. А если перевозчики против, пусть пишут экономическое обоснование своих затрат в РЭК, а там посмотрим… Для тех же, кто с таким внезапно свалившимся на головы госрегулированием не согласен и ополовинивать цены не спешит, предусмотрены солидные штрафы. О чем на сайте РЭК сейчас начертано внушительного размера красным шрифтом: «…завышение установленных надбавок к тарифам влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара за весь период, в течение которого совершалось правонарушение…».
Впрочем, перевозчиков это грозное воззвание пока не испугало. По крайней мере сегодня минула ровно неделя, как в маршрутках (теперь уже бывших) цена должна была быть снижена в два раза, но ни в одной из них этого чуда так и не произошло.
«Подкопай совсем решил нас «закопать», — так эмоционально комментируют происходящее руководители автопредприятий.
— Это решение делает нерентабельной работу подавляющего большинства перевозчиков, — отмечает директор одного из самых крупных в Екатеринбурге транспортных предприятий Юрий Минин. — Ведь существующая сегодня стоимость проезда — 20 рублей — взята не с потолка. В нее входит зарплата водителей, кондукторов, техническое обслуживание автомобилей, наконец периодическое обновление парка в целях безопасности пассажиров и т. д. Если мы снизим цену в два раза, нам невыгодно будет выводить машины в рейс. Огромное число маршрутов просто прекратят существование, особенно в условиях, когда большинство вынуждены сейчас расплачиваться по кредитам, за машины, взятые в лизинг, и т. д.
Как отмечает Юрий Минин, конечно, в самое ближайшее время предприятие предоставит в РЭК экономическое обоснование затрат, но ведь комиссия устанавливает новые тарифы на перевозки только два раза в год, а это значит, что цена проезда будет скорректирована в лучшем случае только к июлю этого года. А за это время транспортным предприятиям будет нанесен огромный ущерб.
К слову, это в какой-то степени подтверждает добровольный эксперимент одного из перевозчиков Екатеринбурга, решившего всего на месяц снизить до десяти рублей цену на проезд в маршрутках в утреннее и дневное время (исключая часы пик). Теперь транспортники ждут не дождутся заявленной даты конца этого смелого исследования, поскольку уже первая неделя показала, что работать в таком режиме предприятию крайне невыгодно.
При этом с нововведением Минтранса и РЭКа пока и вовсе получается, как в известном мультфильме: как вы яхту назовете, так она и поплывет. Сменилось название — и рухнула вся экономическая целесообразность этого промысла (по крайней мере на бумаге). Такси теперь может называться только легковой автомобиль. А маршрутное такси, по новым правилам, это всего лишь транспорт, осуществляющий регулярные перевозки.
Впрочем, есть в новом документе и лазейка, позволяющая устанавливать индивидуальные тарифы для автомобилей, перевозящих пассажиров по маршрутам. Так, можно дополнительную плату брать за условия повышенной комфортности, предоставленные пассажирам в пути следования. Это когда салон оборудован кондиционером, в нем есть занавески, удобные кресла и т. д. К слову, на мятые, замусоленные шторки как на весомый аргумент в споре уже поспешили обратить внимание водители многих полуаварийных «газелей» и забитых до отказа автобусов «ПАЗ». Кстати, в последние в часы пик народу набивается ровно столько же, как в муниципальный автобус. Пассажиры и раньше всегда возмущались: «А с какого испуга эти автобусы называют маршрутками и требуют в них плату точно такую же, как, к примеру, в новеньком «Форде», все те же 20 рублей?»
Словом, само понятие «маршрутка» до того момента, пока оно не было упразднено, имело характер весьма неоднородный. И соответственно цена на проезд в разных видах машин, пожалуй, должна устанавливаться индивидуально. В этом глава РЭК прав. А иначе где справедливость, когда идут рядом два совершенно одинаковых автобуса: в одном цена одиннадцать рублей, а в другом — двадцать, причем только потому, что ему посчастливилось называться «маршруткой».