«Ведомости» и Антон Филатов: «Не до складов»
Из-за снижения спроса на складскую недвижимость и падения ставок аренды компании «Евразия логистик» может не хватить средств на обслуживание кредитов
Общая задолженность «Евразии логистик» перед банками составляет более $1 млрд, рассказали два инвестбанкира, знакомых с ситуацией в компании. Учитывая общую ситуацию на рынке, когда ставки аренды падают, а арендаторы пересматривают объемы арендуемых площадей, компании может не хватить средств на обслуживание кредитов, говорят они. В «Евразии логистик» отказались комментировать ситуацию в компании.
Согласно официальным сообщениям «Евразии логистик», два года назад компания получила $747 млн от банка Eurohypo на строительство логистического парка «Северное Домодедово» (1,1 млн кв. м). Глава российского представительства Eurohypo Вадим Ульченко говорит, что банк продолжает финансировать проект. В прошлом году ВЭБ открыл кредитную линию на $225 млн сроком на семь лет на строительство склада (259 000 кв. м) в Казани. Банк продолжает работать с проектом, говорят в пресс-службе ВЭБа. Еще $100 млн должен был дать Евразийский банк развития (ЕАБР). Вчера в пресс-службе банка заявили, что ЕАБР отложил кредитование проектов «Евразии логистик» из-за неблагоприятной ситуации на рынке.
Согласно данным Colliers International, у компании сейчас действуют склады площадью 520 000 кв. м в Московской области и 195 000 кв. м в Екатеринбурге. По данным Knight Frank, средняя арендная ставка — $110-125 за 1 кв. м в год в Подмосковье и $90-110 в Екатеринбурге. Получается, что при заполнении складов на 100% на аренде «Евразия логистик» зарабатывает $74,7-86,5 млн. Еще три объекта — в Санкт Петербурге (211 000 кв. м), Новосибирске (280 000 кв. м) и Казани (160 000 кв. м) — могут быть введены в этом году, что принесет компании еще около $62 млн в год.
С заполнением этих площадей имеются определенные сложности. «Есть проблемы с заполняемостью складов в регионах, например в Санкт-Петербурге и Новосибирске. Но это проблема всех девелоперов, не только «Евразии логистик», — говорит Владислав Рябов, руководитель департамента складской и индустриальной недвижимости Colliers International. Если в Екатеринбурге лишь небольшая часть площадей пустует, то в Санкт-Петербурге и Новосибирске ситуация хуже, добавляет Егор Дорофеев, директор отдела складской и индустриальной недвижимости Cushman & Wakefield / Stiles & Riabokobylko.
Для привлечения арендаторов компания существенно понизила ставки аренды, рассказали трое консультантов рынка недвижимости. Дорофеев знает, что снижение составило 10-20% в случае краткосрочных договоров. Рябов говорит, что для привлечения инвестиций девелоперы в регионах идут на снижение арендных ставок примерно на 10% (до $120 за 1 кв. м). Сейчас «Евразия логистик» предлагает более гибкие условия для клиентов, подтверждает Владимир Елин, председатель совета директоров SLG (арендатор «Евразии логистик»). По его словам, компания ведет переговоры о переходе на рубли и договорилась о ежемесячных платежах (ранее компания платила ежеквартально).