Новости партнеров
30.04.2020

Налоговые риски бизнеса: как минимизировать риски с помощью КонсультантПлюс

Ошибки в налогах дорого обходятся бизнесу. Штрафы, блокировка счетов, потеря репутации — лишь часть последствий. В этой статье мы говорим об основных налоговых рисках и даём рекомендации по их минимизации с помощью системы КонсультантПлюс. Полезно для предпринимателей и бухгалтеров.

Налоговые риски бизнеса: что это и чем грозят?

Налоговые риски — это вероятность того, что компания нарушит налоговое законодательство и столкнётся с неприятными последствиями. Проще говоря, это всё, что может пойти не так при взаимодействии с налоговой.

Например:

— начисление пеней и штрафов за просрочку или неполную уплату налога;
— доначисление налога по результатам проверки (по закону могут пересчитать налог за 3 последних года);
— отказ в налоговых вычетах и увеличение налогооблагаемой базы;
— назначение выездной налоговой проверки;
— блокировка расчётного счёта;
— привлечение к административной или уголовной (в особо крупных случаях) ответственности.

Пять типичных ошибок, увеличивающих налоговые риски

Ошибка №1. Неправильный выбор системы налогообложения


Какую систему налогообложения лучше выбрать, зависит не только от потенциальной выгоды, но и от требований законодательства. Например, упрощённая система налогообложения недоступна компаниям, чей доход превышает определенный порог. Важно учитывать масштабы бизнеса, региональные особенности и количество сотрудников.

Неудачный выбор системы налогообложения приводит к повышению налоговой нагрузки или конфликтам с контролирующими органами. Чтобы избежать перерасхода и нарушений, бухгалтеру или предпринимателю необходимо знать об особенностях каждого режима: порогах выручки, ограничениях и условиях перехода.

Ошибка №2. Полная или частичная неуплата налога

Пропуск сроков уплаты налога ведёт к крупным штрафам. В 2025 году это 20% от суммы долга (или 40%, если будет доказано, что налог не уплачен умышленно).

Частые причины неуплаты:

— нехватка контроля за сроками;
— ошибки в планировании бюджета;
— кадровые перестановки;
— человеческий фактор;
— недостаточное внимание к изменениям в законодательстве.

Иногда налог оплачивается вовремя, но в ходе камеральной проверки оказывается, что он был посчитан неправильно. Ошиблись в меньшую сторону — будет задолженность, на сумму которой начислят штраф.

Ошибка №3. Неправильный расчёт налоговой базы

Некорректный учёт доходов и расходов приводит к искажению налоговой базы. В результате — доначисления, пени, штрафы. К подобным ошибкам приводит:

— несвоевременное внесение операций в учётную систему;
— неправильная категоризация затрат;
— отсутствие или неточное заполнение первичной документации.

Например, документы могли быть утеряны, не оформлены вовремя, забыты при передаче между отделами, или их изначально не создали из-за недостатка контроля и регламентов в компании. Бывает и так, что все документы на месте, но заполнены или занесены в отчёт неверно.

Такие ошибки часто выявляются не сразу, а только в ходе камеральной или выездной проверки. Вы и не знаете, что ошиблись, а штраф и пени за просрочку уже начисляются.

Ошибка №4. Неправильное оформление первичных документов

Первичная документация (акты, счета-фактуры, накладные, кассовые и банковские документы, товарные чеки, договоры, авансовые отчёты) — основа налогового и бухгалтерского учёта. Ошибки в её оформлении делают расходы необоснованными и ведут к проблемам при прохождении налоговых проверок.

Например, в счёте-фактуре может быть указан неправильный ИНН контрагента или отсутствовать подпись ответственного лица — такие неточности приводят к неприятным последствиям: непризнанию расхода при налогообложении, отказу в вычете НДС и увеличению налогооблагаемой базы.

Претензии и штрафы — ещё полбеды. Хуже, если налоговая увидит злой умысел в несовершенстве вашей системы учёта.

Ошибка №5. Несоблюдение требований налогового законодательства

Такое часто происходит неумышленно, по незнанию. Законодательство часто меняется, и несвоевременное обновление учётной политики или внутренних инструкций увеличивает вероятность нарушений.

Использование устаревших норм повышает вероятность ошибок, ведущих к неприятным мерам со стороны контролирующих органов.

Как минимизировать налоговые риски с поддержкой КонсультантПлюс

Отслеживать изменения в законодательстве


Изменения в налоговом законодательстве происходят регулярно — в течение года может обновляться форма отчётности, меняться порядок расчёта налогов, появляться новые обязанности для компаний.

Следить за изменениями нужно постоянно — как минимум еженедельно, особенно в периоды отчётности или при планировании сделок.

Даже опытные специалисты не всегда успевают вручную отслеживать все поправки в налоговом законодательстве. Справочно правовая система КонсультантПлюс помогает им своевременно узнавать о важных изменениях и вовремя адаптировать внутренние процессы:

— уведомляет о нововведениях;
— предоставляет актуальные редакции документов;
— содержит разъяснения и комментарии экспертов.

Контролировать качество первичной документации

Первичные документы должны:

— содержать обязательные реквизиты;
— соответствовать нормам законодательства;
— подписываться уполномоченными лицами;
— храниться в течение установленного срока;
— оформляться в момент совершения операции.

Эти и другие требования установлены НК РФ. Все нормативные документы, связанные с составом и заполнением первичной документации, есть в базе КонсультантПлюс. Тут же хранятся образцы и шаблоны документов, разъяснения по их заполнению и рекомендации по проверке корректности оформления. Это помогает избежать ошибок в документообороте и уверенно проходить проверки.

Вести налоговый календарь

Пропуск сроков — частая причина штрафов. Чтобы этого избежать:

— ведите календарь налогоплательщика;
— настраивайте напоминания о важных датах;
— корректируйте график отчётности в соответствии с изменениями;
— отслеживайте перенесённые сроки (из-за праздников и выходных).

КонсультантПлюс помогает следить за изменениями и информирует о нововведениях. Можно подписаться на новости и уведомления по конкретной теме, а наиболее важные сообщения и корректировки в нормативной документации подсвечиваются, чтобы вы точно их не пропустили. Также в системе можно найти практические рекомендации, как избежать или минимизировать последствия просрочек.

Думать наперёд

Планирование позволяет уменьшить налоговую нагрузку и снизить риски. Для этого нужно:

— анализировать структуру доходов и расходов;
— выбирать оптимальный режим налогообложения;
— учитывать возможные налоговые последствия сделок;
— оценивать потенциальные налоговые риски при заключении договоров.

КонсультантПлюс предоставляет аналитические материалы, которые помогают принимать взвешенные решения и своевременно корректировать налоговую стратегию. Использование таких инструментов позволяет заранее определить слабые места в налоговой политике организации и вовремя принять меры.

Все возможности КонсультантПлюс в сфере налогового учёта

Налоговые ошибки чаще всего возникают не из-за злого умысла, а из-за невнимательности, спешки или нехватки информации. Чтобы избежать рисков, важно выстроить понятную систему контроля и регулярно сверяться с действующими нормами. Актуальная справочно-правовая система помогает не просто «тушить пожары», а работать на опережение: находить слабые места, улучшать процессы и уверенно проходить налоговые проверки. Это не подстраховка, а основной инструмент бухгалтера.

Перечислим всё, что даёт КонсультантПлюс бухгалтеру.

1. Актуальная информация:

— постоянное обновление базы данных;
— уведомления об изменениях в налоговом законодательстве;
— подборка актуальных материалов по ключевым вопросам учёта и отчётности.

2. Разъяснения и комментарии:

— пояснения от Минфина, ФНС и других органов;
— примеры из судебной практики;
— инструкции по корректному применению норм законодательства.

3. Документы и формы:

— шаблоны налоговых деклараций, договоров и других документов;
— быстрый доступ к актуальным формам и правилам их заполнения.

4. Аналитические материалы:
— путеводители по налогам;
— рекомендации по сложным налоговым ситуациям;
— практикумы и пошаговые инструкции по действиям налогоплательщика.

Доступ к базе позволяет не только избежать ошибок, но и выстроить эффективную финансовую стратегию, устойчивую к проверкам и изменениям законодательства.
Вернуться в раздел » Новости Партнеров
Материалы по теме
21.04.2025 Российским продавцам маркетплейсов придется уточнить налоговые декларации

УрБК, Москва, 21.04.2025. Российских селлеров на маркетплейсах заставят пояснить расхождения между данными из их ...

28.07.2023 Как выбрать оптимальную систему налогообложения для бизнеса

Выбор системы налогообложения — один из важнейших этапов на старте бизнеса. От этого зависит налоговая нагрузка и ...

18.12.2013 С начала 2013 года убыточные организации Свердловской области легализовали налоговую базу на сумму 170 млн рублей

УрБК, Екатеринбург, 18.12.2013. В ходе проведения контрольных мероприятий и работы комиссий налоговых органов ...

07.12.2011 Более 6 тысяч предприятий и организаций Свердловской области остаются убыточными

УрБК, Екатеринбург, 07.12.2011. В свердловском областном налоговом управлении состоялось заседание рабочей группы по ...

24.08.2011 Налоговая служба сформировала единое налоговое уведомление

УрБК, Екатеринбург, 24.08.2011. Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области напоминает: с 2011 года ...