С 1 января 2025 года регионы России получат право принимать решение, вводить или нет на своей территории туристический налог. Согласно закону, принятому Государственной думой РФ, налог будет взиматься с туристов при заселении в гостиницы или иные места размещения. Базовая ставка предложена в размере 65 руб. в сутки, однако субъекты РФ смогут применять понижающие коэффициенты. На днях Уральская ассоциация туризма (УАТ)
направила письмо заместителю губернатора Свердловской области Дмитрию Ионину, который курирует развитие внутреннего туризма в регионе, с рекомендацией не вводить подобный взнос на Среднем Урале.
О том, что подобная мера нецелесообразна, президент УАТ Михаил Мальцев
говорил еще в июле, когда представители туротрасли Урала начали обсуждение этого нововведения. По его словам, сначала необходимо изучить опыт пилотных регионов, просчитать все риски и последствия.
В качестве примера он приводил тот факт, что сотрудникам отелей придется объяснять гостям появление нового сбора, а это может увеличить время обслуживания клиентов отелей и привести к сбою в сервисе. В итоге, по словам президента УАТ, туристический налог может оказаться заградительной мерой и приведет к снижению числа туристов.
Сейчас представители туристической отрасли представили дополнительные доводы, которые были сформулированы в ходе открытого заседания правления УАТ с участием приглашенных представителей гостиничного бизнеса.
В качестве одного из аргументов в письме названо то, что налогообложение вводится в том случае, если в городах или курортах отмечается избыточный турпоток. В качестве примера приводятся европейские столицы, а также Санкт-Петербург и Москва, где с помощью подобного рода сборов можно поддерживать действующую инфраструктуру и сохранять объекты культурного наследия. В Екатеринбурге же или Ирбите участники туротрасли считают подобную перспективу сомнительной. Несмотря на рост числа туристов, переполнения гостиничного фонда в городе не наблюдается.
Также в письме отмечается, что в силу того, что в Свердловской области развит в первую очередь деловой туризм и большинство приезжих являются предпринимателями, введение туристического налога негативным образом скажется на компаниях — партнерах уральских бизнесменов. Это повлечет за собой сокращение объемов въездного туризма, и все переговоры с контрагентами будут решаться не в очной форме, а дистанционно. Опыт пандемии COVID-19 показывает, что это вполне вероятный сценарий.
Кроме того, рост стоимости размещения за счет дополнительного сбора сформирует негативный информационный фон в целом для потенциальных туристов, тогда как в Екатеринбурге и Свердловской области в целом прилагаются значительные усилия по привлечению путешественников.
Введение же туристического налога при не до конца сформированном и закрепившемся на общероссийском рынке имидже Среднего Урала и его главного города фактически станет контрмаркетингом и антирекламой.
Отдельно в Уральской ассоциации туризма остановились на том, как нововведение может повлиять на средства размещения. Отелям, как отмечают члены объединения, придется взять на себя дополнительную нагрузку по администрированию налога. Не исключено, что затраты на это могут превысить размер самого сбора. Кроме того, это скажется на персонале и бухгалтерии гостиничного сервиса. Что касается недорогих средств размещения, таких как хостелы и кемпинги, в их случае взнос может отпугнуть потенциальных постояльцев.
Другой возможный негативный экономический эффект, который отмечают авторы, — отток посетителей из гостиниц, которые соблюдают налоговое законодательство, в нелегальные отели, уклоняющиеся от учета и контроля.
Также авторы письма отмечают, что отдельный вопрос — это направления расходования собираемых средств. Они, по мнению участников рынка, будут относительно небольшими и не позволят за их счет осуществлять масштабные проекты по развитию туризма.
В итоге правление УАТ единогласно пришло к выводу, что введение туристического налога в Свердловской области является преждевременным, а полезность данной меры для развития туризма в регионе представляется проблематичной и недоказанной, в связи с чем в ближайшие годы вводить туристический налог не рекомендуется.
Реакция властей Свердловской области на письмо представителей отрасли пока неизвестна.
Отметим, что регионы Уральского федерального округа (УрФО) в январе-мае 2024 года
посетили 1 млн 940 тыс. туристов. В частности, в Свердловской области побывали 722,5 тыс. человек.
По
данным официального сайта администрации Екатеринбурга, только столицу Среднего Урала за первую половину 2024 года посетило 908 тыс. 705 туристов, что на 31% больше, чем в I полугодии прошлого года. В 2023 году, когда Екатеринбург праздновал 300-летие, мегаполис с туристическими целями посетили свыше 1,7 млн человек.
При этом в прошлом году в регионе на 1,5% уменьшилось количество организаций, занимающихся туроператорской и турагентской деятельностью. В отчетном периоде на территории Среднего Урала туристскую деятельность
осуществляли 454 организации. Из них 414 занимались турагентской деятельностью (91,2% от общего количества организаций), 35 — туроператорской и турагентской деятельностью (7,7%), пять — туроператорской (1,1%).