По итогам сентября 2022 года в Свердловской области было выдано 1 тыс. 593 автокредита, что на 10,7% меньше, чем в августе — 1 тыс. 783. Это первое снижение выдачи таких займов после пяти месяцев непрерывного роста, говорится в исследовании Национального бюро кредитных историй (НБКИ).
Схожая тенденция наблюдается по всей России: в сентябре было выдано 52,7 тыс. автокредитов, а в августе — 56,9 тыс. При этом по сравнению с сентябрем 2021 года автокредитование снизилось на 37,1% — с 83,8 тыс. займов. Уточним, что среди 30 регионов-лидеров по автокредитованию лишь в двух была отмечена положительная динамика числа выданных займов.
«После падения в марте, в последующие месяцы вплоть до сентября сегмент автокредитов постепенно восстанавливался. При этом существенный рост выдачи в апреле-августе объяснялся, прежде всего, снижением ключевой ставки Банка России и последовавшим сокращением рыночных ставок. В настоящее время, помимо вышеупомянутых факторов, серьезное влияние на выдачу автокредитов оказывает возобновившаяся в июле государственная программа льготного автокредитования, а также динамично развивающееся кредитование на рынке поддержанных автомобилей», — прокомментировал директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.
Ассоциация европейского бизнеса сообщает, что за девять месяцев 2022 года был реализован 506 тыс. 661 новый автомобиль, что на 59,8% меньше, чем в аналогичный период прошлого года. В сентябре продажи новых и легких коммерческих автомобилей упали на 59,6% по сравнению с сентябрем 2021 года — до 46 тыс. 498 единиц.
Схожие данные
приводит аналитическое агентство «Автостат»: за январь-сентябрь 2022 года было приобретено почти 475 тыс. новых легковых машин. Это на 59% меньше, чем в тот же период 2021 года.
«На долю массового сегмента пришлось 92,5% от общего объема рынка, что в количественном отношении составляет 438,9 тыс. экземпляров (минус 57,9%). Если рассматривать топ-25 массовых брендов по объемам, то только одному — китайскому EXEED — удалось сохранить положительную динамику. При этом данный показатель выглядит весьма значительным — объем покупок автомобилей EXEED за 9 месяцев вырос в 4,8 раза. У остальных массовых марок зафиксировано рыночное падение — в диапазоне от 3,2% (Geely) до 75,4% (Volkswagen)», — говорится в исследовании.
Такая же тенденция наблюдается в премиум-сегменте. Рост показали только американская Tesla (в 2,2 раза) и корейский Genesis (плюс 1,5%). Остальные отмечают спад продаж: сильнее всего «просел» Lexus — на 83,6%, наименее — Jeep (минус 36,7%).
Всего за девять месяцев было продано 35,8 тыс. новых автомобилей премиум-класса, что на 70,4% уступает результатам января-сентября 2021 года. Доля таких машин в структуре продажи составила 7,5%.
Добавим, что в среднем жителям Свердловской области потребуется 7,8 года, чтобы
накопить на новый автомобиль. Для приобретения подержанного транспорта необходимо 4,7 года. В среднем по России эти показатели составляют 7,6 и 4,5 года соответственно.
Ранее УрБК писал, что судьба российского рынка автокредитования зависит не только от условий предоставления займов, но и от того, как будет решаться вопрос дефицита новых автомобилей. В текущей ситуации рассчитывать на возвращение к докризисным цифрам крайне сложно. Оставшиеся на рынке машины (в том числе подержанные) заметно подорожали. При этом реальные доходы населения постепенно снижаются.
К этому добавился еще один фактор — экономические последствия от объявления частичной мобилизации. Они включают в себя как влияние новой волны санкций, так и отсутствие понимания со стороны бизнеса, что будет с их деньгами и сотрудниками.