После объявления в России частичной мобилизации 21 сентября и последовавших за этим событий многие отрасли столкнулись с негативными последствиями. В их числе оказалась и event-индустрия, то есть организаторы мероприятий: конференций, бизнес-встреч, форумов, концертов и праздников. Особенно сильно пострадали те, кто занимается подготовкой развлекательных событий. Текущую ситуацию можно сравнить с тем, что произошло после 24 февраля и представители индустрии надеются, что люди вновь через какое-то время оправятся после последних новостей.
В данной ситуации очевидно, что люди какое-то время будут отказываться от развлекательных мероприятий, вроде торжественных открытий новых заведений, совместных выездов на базу отдыха или обычных посиделок в кафе. Настроение сейчас у населения не праздничное, непонятно, что будет с экономикой, а кто-то опасается, что к нему в любой момент может прийти работник военкомата с повесткой. Да и в целом сейчас найдется немало людей, для которых подобные мероприятия скорее будут «не к месту».
«По моим наблюдениям, есть тенденция к сокращению масштабов развлекательных мероприятий. По понятным причинам уменьшается их продвижение и освещение в прессе. Некоторые события, в том числе, культурно-развлекательные проекты, были отменены», — подтвердила PR-специалист Юлия Федотова.
«Состояние у нас не истерическое, но турбулентное. С одной стороны, психологи говорят, что надо продолжать жить, радоваться, заниматься привычными делами. И в таком контексте делать эвенты — логично и классно. С другой стороны — сложно не заметить упаднические настроения у населения. Часть событий из-за этого уже отменена, люди боятся делать «пир во время чумы»», — добавила учредитель агентства Dreamteam event Екатерина Шихова.
Она также обратила внимание на то, что часть мобилизованных или покинувших страну людей — это бывшие потенциальные клиенты.
Некоторые представители отрасли напомнили, что страна живет в новой реальности все-таки с 24 февраля. Уже тогда некоторые проекты начали сворачиваться, кто-то передумал делать праздник, открывать новые заведения, рассказал руководитель консалтинговой группы «Мастерская ресторанов «2М» Михаил Кандауров. Но все-таки пул клиентов сохранился, особенно среди тех, у кого уже шла реализация текущих проектов.
Предприниматель добавил, что отсутствие понимания у клиентов, как себя в дальнейшем поведет экономика, что будет с их финансовым будущем могло сыграть даже большую роль, чем морально-психологический фактор. Люди предпочли ничего не делать или перенести события.
Представители организаций, занимающихся просветительскими и бизнес-мероприятиями, отметили, что их отрасль показала большую устойчивость как в целом в 2022 году, так и связи с последними событиями. Например, директор «Недели моды» в Екатеринбурге Надежда Матюхина еще сохраняет планы провести событие.
«У нас мероприятие не совсем развлекательное. Мы больше относимся к программе некого делового сообщества. Поэтому пока не отменяем. Все равно идет развитие, индустрия моды является частью экономики страны. Дизайнеры готовят свои коллекции к презентации, дальше они будут уже отдаваться в производство, пойдет подготовка к торговле. Мы свое мероприятие готовимся провести в ноябре. Конечно, если будут какие-то глобальные изменения в нашей жизни, что мы будем вынуждены прервать даже такую деятельность, то все отменим», — рассказала она.
«Что касается деловых, образовательных событий, то они идут в обычном режиме. Проходят или запланированы на ближайший месяц форумы, конференции, другие массовые деловые мероприятия. Люди продолжают работать, обучаться, устанавливают новые деловые контакты. Думаю, с психологической точки зрения сейчас для людей работа — это главная точка опоры. А ощущение, что нужно двигаться дальше, позволяет избежать паники», — говорит Ю. Федотова.
Основатель клуба Feelyourself (также специализируется на деловых эвентах) Евгения Дорофеева все же считает, что активность клиентов в связи с последними новостями снизилась. Но при этом она заметила, что в целом в этом году количество мероприятий выросло, как и потребность в них.
«Люди захотели больше рассказать о себе. Нужно понимать, что в тот момент (весной — прим. ред.) были ограничены две крупные социальные сети. Начались суета и паника. Поэтому людям пришлось искать новые каналы, они вспомнили старый добрый оффлайн. Желающих принять участие в этом процессе стало больше», — рассказала она.
М. Кандауров говорит, что шквала отмен не было, скорее, многие просто взяли паузу. Н. Матюхина сообщила, что на данный момент 80% заявок на участие в «Неделе моды» остаются в силе.
Опрошенные представители отрасли стараются продолжать работу в штатном режиме по мере возможности, но не знают, когда ситуация вернется в норму, если это вообще возможно. Е. Дорофеева предполагает, что «шок» уже проходит.
«Уже прошла вся первая волна паники и возвращается привычный ритм. Сейчас планируют мероприятия и на конец октября, конец ноября. Даже март рассматривают. Действуют в довольно перспективном, широком спектре», — поделилась она.
Е. Шихова сказала, что сейчас пока непонятно как быть, поэтому компания просто занимается планированием Нового года, летнего сезона и проводит точечные мероприятия на фудмаркете. В отношении праздничных корпоративов она предполагает, что клиенты будут ориентироваться на одну из двух крайностей: либо решат, что сейчас не время тратиться на развлечения, либо решат повеселиться «как в последний раз». Какой вариант будет доминировать — трудно сказать.
«Сложно пока загадывать, многие ждут новостей конца октября-ноября и заранее их побаиваются. А уже очень хочется просто круто работать. Но у нас то пандемия, то глобальные мировые изменения. Команде своей дала установку: во время турбулентности идем по приборам. Делаем рутину, работаем на перспективу», — подытожила Е. Шихова.
«Сейчас психологическое равновесие в массах тоже очень важно. Если каждый будет сидеть у телевизора и смотреть только новости, то мы дальше этого и не уедем. Но люди продолжают питаться, одеваться, вести бизнес независимо от того, что происходит в политике. Жизнь никто не отменял. Пока не было приказа, что все должны сидеть где-то по квартирам, по норкам и ничего не делать. Все продолжают работать. Прежде всего у нас мероприятия нацелены на деловой круг, бизнес-сообщество, которое продолжает работать», — считает Н. Матюхина.
Однако все-таки сейчас очень многое зависит от того, как сложатся дальнейшие события. Часто после какого-то «шока» в экономике или отдельной отрасли в итоге происходит восстановление относительного спокойствия. Но следует учитывать, что бизнесу не всегда удается вернуться к прежним показателям, не говоря уже о том, чтобы превзойти их. Тем более event-индустрия сильно привязана к настроению людей.