В Свердловской области за первые шесть месяцев 2022 года
выдали автокредиты на общую сумму 7,9 млрд руб. Это на 53,4% меньше показателя аналогичного периода прошлого года (16,9 млрд руб.), говорится в исследовании Национального бюро кредитных историй. По оценкам экспертов, резкий обвал этого сегмента кредитования связан с дефицитом новых автомобилей на российском рынке, а также с временным повышением процентных ставок по кредитам в весенние месяцы.
Отметим, что в целом по стране объем выданных автокредитов в январе-июне 2022 года снизился на 43,3% по сравнению с предыдущим годом — с 541,4 млрд руб. до 307,2 млрд руб.
Директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков рассказал, что текущая ситуация на рынке напоминает первую половину 2020 года, когда весь мир столкнулся с последствиями пандемии коронавируса.
«При этом по сравнению с «пандемийным» 2020 годом объемы выдачи кредитов на покупку автомобилей в текущем году даже немного выше. Однако в сравнении с прошлым годом падение выдачи в этом сегменте весьма существенно, и объясняется не только ростом рыночных ставок в марте-апреле, но и общим дефицитом новых автомобилей. Здесь также важно отметить, что поддержку сегменту автокредитов оказывает активно развивающееся в последнее время кредитование на рынке подержанных автомобилей», — заявил А. Волков.
Эксперт также отмечает, что на динамику автокредитования негативно влияет макроэкономическая неопределенность в стране.
«Несмотря на активное снижение Банком России ключевой ставки, ведущее к удешевлению кредитов, ситуация в розничном кредитовании все еще остается неустойчивой и зависимой от экономической ситуации в стране и мире. В то же время восстановлению как сегмента автокредитов, так и всего авторынка будет способствовать возобновление в июле государственной программы льготного автокредитования», — полагает А. Волков.
Еще одним негативным фактором для рынка автокредитования является рост цен на машины. По данным участников рынка, с начала года новые автомобили в РФ подорожали на 25-30%. Это связано с дефицитом новых машин, который возник из-за массового ухода иностранных брендов с российского рынка и нехватки комплектующих (в том числе полупроводников) у компаний, которые захотели продолжить работу в РФ.
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в I полугодии 2022 года в России реализовали 370 тыс. 228 новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Это на 57,5% меньше, чем за январь-июнь прошлого года.
«В июне 2022 года в РФ продали 27 тыс. 761 автомобиль. По сравнению с аналогичным месяцем предыдущего года показатель снизился на 82% или на 126 тыс. 792 штуки», — отмечают представители АЕБ.
Аналитики агентства «Автостат» в конце июля
опубликовали статистику, которая максимально точно показывает масштаб проблемы нехватки новых машин на российском рынке.
«По итогам I полугодия 2022 года в России было куплено 352 тыс. новых легковых машин и 2,17 млн подержанных. То есть соотношение между ними составило 1:6. Если рассматривать объемы первичного и вторичного рынков по месяцам, то соотношение между ними заметно меняется. К примеру, в январе и феврале оно было на уровне 1:4. В марте начал происходить перекос в сторону б/у машин, когда на 2 новых автомобиля пришлось 11 подержанных (1:5,5). В апреле это соотношение изменилось еще сильнее — на 2 новых купили 25 с пробегом (1:12,5). В мае и июне оно составило 1:12 и 1:11 соответственно», — рассказали аналитики «Автостата».
Очевидно, что будущее российского рынка автокредитования будет связано не только с условиями предоставления таких кредитов, но и со скоростью решения проблемы дефицита новых автомобилей. В текущей ситуации рассчитывать на возвращение к докризисным цифрам крайне сложно. Оставшиеся на рынке машины (в том числе подержанные) заметно подорожали. При этом реальные доходы населения постепенно снижаются.